Главная страница
qrcode

«Аль-Гъиба» Злословие (Часть вторая). Вся Хвала Аллаху Господу миров! Мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам


Скачать 40.99 Kb.
НазваниеВся Хвала Аллаху Господу миров! Мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам
Анкор«Аль-Гъиба» Злословие (Часть вторая).docx
Дата13.12.2016
Размер40.99 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаAl-Giba_Zloslovie__Chast_vtoraya.docx
ТипДокументы
#12351
Каталогid220170549

С этим файлом связано 34 файл(ов). Среди них: Anatomia.docx, menstrual_cycle.pptx, lektsia_11_11_13.zip, Komplex_uprazhneny_pri_opuschenii_vnutrennikh_p.zip, 76_BOL_ShIKh_GREKhOV.pdf, Shest_sposobov_raspolagat_k_sebe_lyudey.fb2, Al-Giba_Zloslovie__Chast_vtoraya.docx и ещё 24 файл(а).
Показать все связанные файлы

«Аль-Гъиба» "Злословие" (Часть вторая)
Вся Хвала Аллаху Господу миров!

Мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду,

членам его семьи и всем его сподвижникам.
А затем:
В прошлой статье «Аль-Гъиба» были упомянуты такие разделы:
1) • «Определение слова “аль-Гъиба”» •

2) • «Положение “аль-гъиба” в шариате» •

3) • «О строгом запрещении “аль-Гъиба” в Исламе» •

4) • «Гъиба – это зловонье» •

5) • «Гъиба – это признак лицемерия» •

6) • «Категории людей, за которых гъиба запрещена в еще более строгой мере» •

7) • «Гъиба за умершего мусульманина» •

8) • «О том, что говорящий и слушающий гъиба совершают одинаковый грех» •
Продолжение статьи «Аль-Гъиба»
«О том, что говорящий и слушающий гъиба совершают одинаковый грех» •
Указанием на то, что говорящий и слушающий гъиба совершают одинаковый грех, является вышеприведенный хадис, в котором говорилось о двух людях, обсуждавших Ма‘иза. В этом хадисе сказано, что совершал гъиба один, а другой просто слушал, но, тем не менее, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) позвал их обоих, сказав: «Где такой-то и такой-то! Идите сюда и съешьте эту мертвечину».
Также на то, что и говорящий и слушающий гъиба равнозначны в грехе, указывает и хадис от Анаса, в котором сказано, что Абу Бакр с ‘Умаром говорили о слуге. В хадисе сказано, что говорил один из них, но, несмотря на это пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал им обоим: «Клянусь Тем, в Чьих руках моя душа, поистине, я вижу кусочки его плоти между ваших зубов!»

Имам ан-Науауи сказал: “Гъиба запрещена и для говорящего и для слушающего”. См. “аль-Азкар” 362.
Имам Ибн аль-Джаузи писал: “Как же много таких людей, перед которыми совершается гъиба за мусульман, а они испытывают радость! Такие люди являются грешниками по трем причинам: за радость по причине совершения греха; за радость при порочении мусульман; и за отказ от порицания этого греха!” См. “Тальбису Иблис” 128.
«Что следует сделать тому, кто слышит гъиба» •
Всевышний Аллах сказал: «Услышав праздные речи, они отворачиваются от них и говорят: “Нам достанутся наши деяния, а вам – ваши. Мир вам! Мы не желаем следовать путем невежд”» (аль-Къасас 28: 55).
Передают со слов Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть никто из моих сподвижников ничего не передает мне ни о ком другом из них, ибо, поистине, я хочу выходить к вам со спокойным сердцем». Абу Дауд 4860, ат-Тирмизи 3896. Шейх Ахмад Шакир назвал иснад хадиса хорошим.
Слышащему гъиба, следует остановить того, кто это говорит, ибо так поступали пророк (мир ему и благословение Аллаха), его сподвижники и их праведные последователи (таби‘ун).
Имам ан-Науауи сказал: “Знай, что тому, кто услышал гъиба в адрес мусульманина, следует остановить говорящего и возразить ему, и если тот не прекратит, то остановить его следует руками, ну а если он не может этого сделать ни языком, ни руками, то он должен покинуть это место. Если же он слышал гъиба в адрес ученого или другого достойного мусульманина, то реакция на это должна быть еще серьезней”. См. “аль-Азкар” 294.
Примеры пресечения гъиба пророком (мир ему и благословение Аллаха) и праведными саляфами нашей общины
Сообщается от ‘Итбана ибн Малика (да будет доволен им Аллах), что однажды, встав на молитву, пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «А где же Малик ибн ад-Духшум?» Один человек сказал: “Это – лицемер, который не любит ни Аллаха, ни посланника Его”. Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не говори так! Разве ты не знаешь, что он сказал: “Нет божества, кроме Аллаха”, – стремясь к лику Аллаха? А ведь Аллах сделал запретным для Огня того, кто скажет: “Нет божества, кроме Аллаха”, – стремясь к лику Аллаха!» аль-Бухари 425, Муслим 33.
Хафиз Ибн Раджаб говорил: “В словах пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Не говори так!» содержится запрет на обвинение в лицемерии по причине поступка, который стал известен. Ведь пророк (мир ему и благословение Аллаха) применял внешнее положения Ислама по отношению к лицемерам, несмотря на то, что знал о лицемерии некоторых из них. А что тогда сказать об обвинении настоящего мусульманина, по причине какой-то предпосылке?! Также в этом хадисе указание на то, что если кого-то обвинят в лицемерии на основании какого-то совершенного плохого деяния, то необходимо опровергнуть его гъиба, упомянув благое дело того, кого обвинили”. См. “Фатх аль-Бари” 3/188.
От Ка‘ба ибн Малика (да будет доволен им Аллах) сообщается, что когда пророк (мир ему и благословение Аллаха), находившийся в окружении людей во время похода на Табук, спросил: «А что делает Ка‘б бин Малик?», один человек из племени “Бану салима” сказал: “О посланник Аллаха, задержали его две его дорогие одежды и его высокомерие”. Тогда Му‘аз бин Джабаль (да будет доволен им Аллах) воскликнул: “Как плохо ты сказал! Клянусь Аллахом, о посланник Аллаха, нам известно о нем только хорошее”. аль-Бухари 2757, Муслим 2769.
Сообщается, что как-то раз, один человек в разговоре с ‘Умаром ибн ‘Абдуль-‘Азизом (да будет доволен им Аллах), который в это время был халифом, упомянул плохо о каком-то человеке, и ‘Умар сказал: “Если хочешь, мы рассмотрим твое дело, и если ты лжешь, то ты из числа тех, о ком говорится в этом аяте: «Если нечестивец принесет вам весть, то выясните (правду ли он говорит)…» (аль-Худжурат 49: 6), а если ты сказал правду, то ты из числа тех, о ком говорится в этом аяте: «И не повинуйся всякому клянущемуся часто, презренному, злословящему и разносящему сплетни…» (аль-Къалям 68: 10-11), а если пожелаешь, мы простим тебе это”. И тот сказал: “Я прошу о прощении, о повелитель правоверных! Я никогда больше этого не повторю”. См. “аль-Азкар” 423.
Суфьян ибн Хусайн рассказывал: “Однажды я упомянул плохо об одном человеке перед Ийясом ибн Му’ауией, тогда он посмотрел мне в лицо и спросил: «Ты совершал военный поход на римлян?» Я сказал: “Нет”. Он спросил: «А на синдхов, индусов или турков?!» Я ответил: “Нет”. Тогда он сказал: «Спаслись от тебя римляне, синдхи, индусы и турки, а твой брат-мусульманин от тебя не спасся?!»” И Суфьян сказал: “После этого я так больше не поступал”. Ибн Касир в “аль-Бидая уа-ннихая” 13/121.
Таковы примеры пресечения гъиба пророком (мир ему и благословение Аллаха), его сподвижниками и их праведными последователями. Да сделает нас Аллах подобными им!
«Причины, побуждающие человека к совершению гъиба» •
Изучив данный вопрос, ученые указали на причины, побуждающие человека совершать гъиба. Вот основные из них:
1. Желание свести счеты, если у одного человека есть основания сердиться на другого. В подобных случаях он радуется, когда упоминает о недостатках другого, а его язык в силу своей природы спешит делать это, если только богобоязненность не удерживает его от подобного. Таким образом, ненависть и гнев относятся к числу главных факторов, побуждающих человека к гъиба.
2. Желание возвыситься в глазах людей над определенным человеком, говоря: “Такой-то ничего не знает!”, тем самым, намекая на то, что к нему самому это не относится. И мы прибегаем к защите Аллаха от этого порока, ведь поистине, это одно из тех качеств, которые могут погубить человека, если он от них не очистится. К таким методам прибегают чрезмерно самолюбивые люди.
3. Причиной может стать также и одобрение действий друзей или оказание им поддержки в том, что они говорят. Имеются в виду такие случаи, когда своими шутками они задевают честь других людей, а человек считает, что, если он выскажет своим друзьям порицание или несогласие, это покажется им неприятным и они от него отвернутся. В результате этого он начинает поддерживать их, полагая, что в этом и заключается настоящая дружба. Бывает и так, что их охватывает гнев, и человек оказывается вынужденным проявлять гнев вместе с ними, чтобы показать, что он поддерживает друзей и в горе и в радости, в результате чего он вместе с ними начинает упоминать о недостатках и пороках других. Случается, что когда кто-либо из знакомых начинает порочить кого-то за спиной, свидетелю этого становится неловко остановить собеседника, думая, что это его обидит. Эта причина, побуждающая к гъиба, является весьма распространенной и свидетельствует о неполноценности веры (имана) человека, стесняющегося высказать порицание совершающим грех друзьям или сторонникам.
4. Также бывает, что кто-то искренне удивляясь поступку какого-то человека, удивленно говорит: “Как сильно такой-то ошибается, хотя он вроде бы и хороший человек”. И когда он говорит об этом, то совершает гъиба, сам об этом не подозревая.
5. Человек гневается из-за совершения кем-либо чего-нибудь непристойного, о чем ему стало известно, и говорит: “Да такой-то вообще не боится Аллаха, и совершает то-то и то-то!”, и этим самым он совершает гъиба.
6. Человек может совершать гъиба вследствие зависти, испытывая это чувство по отношению к тому, о ком люди отзываются с похвалой, любовью и уважением. Это одна из наиболее основных причин гъиба. Завистник желает, чтобы другой человек лишился подобной милости и не находит ничего лучшего, кроме как порочить его при всяком удобном случае, имея желание унизить его в глазах людей. Поистине, это – наихудший из людей. От Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что как-то у пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили: “Какие люди являются наилучшими?” Он ответил: «Те, у кого горячее сердце и правдивый язык». Они сказали: “Мы знаем, что такое правдивый язык, но что значит горячее сердце?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Это – богобоязненное, чистое сердце, в котором нет ни греха, ни распутства, ни злобы, ни зависти». Ибн Маджах 4216. Ибн ‘Асакир 18/29. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
7. Существуют и неясные случаи, когда дело не обходится без козней шайтана. Так, человек может удивляться, проявлять жалость или гнев ради Аллаха Всевышнего, говоря, например, такие слова: “Я удивляюсь, как может такой-то учиться у такого-то, ведь он – человек невежественный!” Человек может недоумевать, что кто-то не верит в его правдивость, и искренне говорить: “Несчастный! Меня огорчает его положение и то, что его постигло!” И еще у кого-либо может вызывать гнев то порицаемое, которое совершает другой человек, в связи с чем, он проявляет свое раздражение, упоминая имя этого другого, тогда как в подобном случае имя следует скрывать, ограничившись упоминанием самого проступка.
8. Причиной также может быть и желание поиграть, пошутить и весело провести время, рассказывая о недостатках другого и передразнивая его для того, чтобы насмешить людей. От Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Может быть так, что человек произнесет слово для того, чтобы насмешить своих друзей и за это слово Аллах разгневается на него и не будет доволен им, до тех пор, пока не введет его в Огонь». Абу аш-Шейх. Хадис хороший. См. “Сахих ат-таргъиб” 4163.
9. Когда человека обличили в мерзком поступке, а он, пытаясь отвести это от себя, говорит: “Так делает и такой-то”, – чтобы упрек от него перешел к другому.
10. Когда человек предполагает, что кто-то хочет пожаловаться на него кому-либо из важных людей, или даже просто его другу, то он опережает своего соперника и сам совершает на него гъиба, чтобы унизить его достоинство в их глазах. См. “Татхируль-‘иба мин данасиль-гъиба” 54, “Фатауа Ибн Таймия” 28/336-338.
Продолжение следует с дозволение Всевышнего Аллаха.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
«Fatawa ulyma ahly sunna»

© vk.com/fatawa.ulama.ahly.sunna

перейти в каталог файлов


связь с админом