Главная страница
qrcode

Жан-Пьер Вернан - Происхождение древнегреческой мысли. Вв до н э. в ареале Средиземноморья и выяснить, каковы корни античной цивилизаций, в силу каких причини каким образом происходило становление новых социально-поли


НазваниеВв до н э. в ареале Средиземноморья и выяснить, каковы корни античной цивилизаций, в силу каких причини каким образом происходило становление новых социально-поли
Дата01.08.2019
Размер1.62 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаЖан-Пьер Вернан - Происхождение древнегреческой мысли.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#157251
страница9 из 11
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Numeri, 5, 1958, p. 18—57. Глава первая
1
Ср.: W о о l l e y L. A forgotten Kingdom. London,
1953; P a r r o t A. Mission archéologique de Mari, II.
Paris, 1958.
2
Артур Джон Эванс (1851—1941) — английский археолог, известный своими раскопками на острове Крит, производившимися (с перерывом) с 1893 по е гг. — Прим. ред.

3
Го мер. Илиада, V, 550. М, 1960 (перевод НИ. Гнедича
). Дардания — древний город в Малой Азии, на берегу Геллеспонта, якобы основанный Дарданом. В историческое время этот город не существовал Прим. ред.

4
Ср.: S c h a c h e r m e y r F. Poseidon und die Entste­
hung des Griechischen Götterglaubens. Bern, 1948.
5
Стр а бон. География, X, 483. M., 1964; ср.:
G e r n e t L. Droit et prédroit en Grèce ancienne. L'Année Sociologique, 1951, p. 389 sq.
6
С h i l d e V. G. The down of european civilization.
6-e éd. London, 1957; L o r i m e r H. L. Homer and the
160
monuments. London, 1950; S e v e r y n s A. Grèce et Proche-Orient avant Homère. Bruxelles, 1960; D o w S. The greeks in the bronze age. In: Rapports du XI Congrès international des scienes historiques, 2, Antiquité. Uppsala,
1960, p. 1—34; P a g e D. L. History and homeric Iliad.
Berkeley and Los Angeles, 1959; The Aegean and the Near
East, Studies presented to Hetty Goldman. New York, 1956. Глава вторая
1
Ср.: G u r n e у О. R. The Hittites. London, 1952.
2
P e n d l e b u r y J. D. S. A handbook to the Palace of Minos, Knossos with its dependencies. London, 1954;
M y l о n a s G. E. Ancient Mycenae. London, 1957.
3
Ср. противопоставление ktèmaia — имущества, которое приобретено частным лицом и которым оно (лицо) может распоряжаться по своему усмотрению (например, своей долей добычи, и patrōa — благ, являющихся семейным достоянием и потому неотчуждаемых.
4
Ср.: L e j e u n e M. Prêtres et prêtresses dans les documents myceniens. In: Hommage à Georges Dumézil.
Latomus, 45, p. 129—139.
5
Го мер. Одиссея, XIX, 179. M., 1958 (перев. В. A. Жуковского.
6
Ордалия — старинный термин, обозначающий судебное испытание, проверку Прим. ред.
7
Эфорами в древней Спарте называли 5 должностных лиц, имевших право контроля в области политики, судопроизводства, финансов и управления. В III в. дон. э. этот институт был ликвидирован. — Прим. ред.
8
Интерпретация этой таблички является предметом дискуссии. Согласно другим документам, существует тесная связь между te-re-ta и ом, те. крестьянами, обложенными некоторыми повинностями.
9
Сложность земельного уклада отражена в словаре, очень дифференцированном, большинство терминов которого остаются темными. Споры идут по поводу толкования таких слов, как ka-ma, ko-to-no-o-ko, wo-wo, o-na-to. Последний термин означает сдачу внаем правда, формы такого найма уточнить не представляется возможным. Не исключено, что речь идет об общинной земле, принадлежащей damos'y, а таблички имеют ввиду лишь случаи ее отчуждения, временного или окончательного. Наконец, остается невыясненным, существовало ли,
11—1415 161
помимо damos'a и рабов, другое население, принудительно прикрепленное к земле.
10
Open-field system (англ) — система неогорожен­
ных участков, превращенных после снятия урожая в общий выгон Прим. ред.
11
Ср. предложенную Л. Пальмером интерпретацию греческого слова демиург это — неработающий для общества, а возделывающий землю в деревне критику такого толкования см, например M u r a k a w a К.
Demiurgos. Historia, 6, 1957, p. 385—415.
12
Сравнительно недавно факт уподобления pa-sire-u басилевсу вызвал возражения. Согласно Пальмеру, речь шла о провинциальном офицере, контролировавшем группу трудившихся для дворца работников по металлу.
Ср.: P a l m e r L. Linear В textes of economic interest.
Serta Philologica Aenipontana, 7—8, 1961, p. 1—12.
13
R u i p e r e z M. KO-RE-TE et PO-RO-KO-RO-TERE. Remarques sur l'organisation militaire mycénienne.
Edutes Mycéniennes, Actes du Colloque international sur les textes mycéniens, p. 105—120; ср.: T a i l l a r d a t J. Notu­
les mycéniennes. Mycénien Ko-re-te et homérique kaletór.
Revue des Etudes grecques, 73, 1960, p. 1—5.
14
Если для документов из Кносса принять датировку
A. Дж. Эванса. О выдвинутых противнее возражениях Л. П. Пальмера и С. Худа см R a i s o n J. Une contro­
verse sur la chronologie cnossienne. Bull. de l'Ass. Guillaume
Budé, 1961, p. 305—319.
15
C h a d w i c k J. The decipherment of Linear
B. Cambridge, 1958; Etudes mycéniennes. Actes du Colloque international sur les textes mycénienes. Paris, 1956; P a l m e r L. Achaeans and Indo-europeans. Oxford, 1955;
V e n t r i s M. and C h a d w i c k J. Documents in mycenaean greek. Cambridge, 1956. О социальной структуре и земельном укладе см
B r o w n W. E. Land-tenure in mycenaean Pylos. His-
toria, S, 1956, p. 385—400; B e n n e t t E. L. The Landhol­
ders of Pylos. American Journal of Archaeology, 60, 1956, p. 103—133; F i n l e y M. I. Homer and Mycenae: Pro­
perty and tenure. Historia, 6, 1957, p. 133—159 & The mycenaean tablets and economic history. The economic
history review, е série, 10, 1957, p. 128—141 (ср.: P a l ­
m e r L. Op. cit., 11, 1958, p. 87—96); R u i p e r e z M. S.
Mycenaean landdivision and livestock gracing. Minos, 5, p. 174—207; T h o m s o n G. On greek land tenure.
162
In: Studies Robinson, II, p. 840—857; W i l l E. Aux origines du régime foncier grec. Revue des Etudes Anciennes,
59, 1957, p. 5—50. Глава третья
1
W e b s t e r T. В. L. From Mycenae to Homer. Lon­
don, 1958.
2
Ср. особо F i n l e y M. I. Homer and Mycenae:
Property and tenure. Historia, 1957, p. 133—159.
3
Ср.: Sakellariou M. В. La migration grecque en Ionie. Athènes, 1958.
4
Аристотель. Афинская политая, II, гл. 2, 3. Л, 1936, ср.: S t a r r Ch. G. The decline of the early greek Kings. Historia, 10, 1961, p. 129—138.
5
О проблемах монархии и об отношениях царя с различными общественными группами см D u m é z i l G.
Religion indo-européenne. Examen de quelques critiques récentes. Revue de l'Histoire des religions, 152, 1957, p. 8—30.
6
Г ер од от. История, IV, 5—6. Л, 1972; ср.:
B e n v e n i s t e E. Traditions indo-iraniennes sur les clas­
ses sociales. Journal asiatique, 230, 1938, p. 529—549;
D u m é z i l G. L'idéologie tripartie des Indo-européens.
Bruxelles, 1958, p. 9—10; Les trois "trésors des ancêtres" dans l'épopée Narte. Revue de l'histoire des religions,
157, 1960, p. 141—154. Ф. Вьян обнаружил аналогию в легенде об Орхомене — см V i a n F. La triade des rois d'Orchomène: Eteoclès, Phlegyas, Minyas. In: Hommage
à G. Dumézil, p. 215—224.
7
Пандион — герой ионийских сказаний, первый в мифическом списке ионийских царей Эрехтей — его сын. В различных вариантах мифов Бут также считается сыном Панд иона Прим. ред.
8
J e a n m a i r e H. La naissance d'Athèna et la royauté magique de Zeus. Revue archéologique, 48, 1956, p. 12—40.
9
Называются четыре ионийских племени хоплеты, аргады, гелеонты, эгикорейцы, которые Жанмэр интерпретирует как ремесленников, земледельцев, царских людей (исполняющих религиозные функции) и воинов
( J e a n m a i r e H. Couroi et courètes, Lille, 1939). Возражения против такой интерпретации см. в N i l s s o n M. P. Cults, myths, oracles and politic in ancient
11*
163
Greece. Lund, 1951, Арр. I: The Ionian Phylae; ср.: D u m é z i l G. Métiers et classes fonctionnelles chez divers peuples indo-européens. Annales, Economies, Sociétés, Civilisations,
1958, p. 716—724.
10
Аристотель. Политика, II, 1261 a. В Аристотель. Соч, T. 4. M., 1984.
11
В. Эренберг констатирует, что в основе греческой концепции общества имеется фундаментальное противоречие государство едино и гомогенно; совокупность людей состоит из многочисленных и гетерогенных частей. Это противоречие остается неявными не сформулированным, так как греки никогда ясно не различали государство и общество, политическую сферу и сферу общественную. Отсюда — затруднение, чтобы не сказать, путаница у Аристотеля, когда он рассуждает о единстве и множественности полиса ( E h r e n b e r g V. The greek state. Oxford, 1960, p. 89). Имплицитно наличная в социальной практике, эта проблема единого и многого, которая также находит свое выражение в некоторых религиозных течениях, будет сформулирована со всей строгостью на уровне философского мышления.
12
В слове agora сохраняется отголосок памяти о воинском собрании, о laos'e, объединенном в воинскую часть. Между древним воинским собранием, собранием граждан в олигархических государствах и демократическим собранием (ecclesia) прослеживается некоторая преемственность.
13
См Г е си од. Работы и дни, 25. В Эллинские поэты. М, 1963. Глава четвертая
1
Ср.: E h r e n b e r g V. When did the Polis rise?
Journal of Hellenic studies, 57, 1937, p. 147—159; Origins of democracy. Historia, 1, 1950, p. 519—548.
2
F o r s d y k e J. Greece before Homer. Ancient chro­
nology and mythology. London, 1956, p. 18 sq.; см. также
P r é a u x Cl. Du linéaire В créto-mycenien aux ostraca grecs d'Egypte. Chronique d'Egypte, 34, 1959, p. 79—85.
3
Такого рода надписи гравировались по заказу полисов от имени должностных лиц или жрецов рядовые же лица таким образом записывали иногда свои астрономические наблюдения или строили хронологические таблицы Прим. ред.
164
4
См Д и о ген Л а эр т с кий, кн. I, 43: письмо
Фалеса Ферекиду. В Д и о ген Л а эр т с кий. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М,
1986.
5
Если говорить о роли гадания в политической жизни греков или, более общо, о сакральном характере деятельности городских властей, то религиозные процедуры, имевшие ранее самодовлеющее значение, приобрели характер правовых норм. Точно также такие ритуалы, как жертвоприношение или присяга, ранее обязательные для городских служащих при их вступлении в должность, ныне приобрели чисто формальный характер, не составляя существа политической жизни. В этом смысле налицо ее существенная секуляризация.
6
Ср.: E h r e n b e r g V. Origins of democracy, op. cit., где упоминается, что в поэме Гармодий и Аристо­
гитон прославляются зато, что они сделали афинян равными (isonomous); ср.: Г ер од от. История, VI, 109,
123.
7
Ср.: A n d r e w s A. The greek tyrants. London,
1956, ch. 3: The military factor; A d c o c k F. E. The
Greek and macedonian art of war. Berkeley and Los Angeles,
1957; о времени появления гоплитов см Со Г ер од от. История, IX, 71.
9
Криптии — карательные экспедиции, периодически устраивавшиеся спартанской молодежью для устрашения илотов. Их рассматривали также как воинскую тренировку Прим. ред.
10
Апелла, или экклесия — народное собрание
герусия — совет старейшин, состоявший из 30 человек два царя плюс двадцать восемь геронтов из граждан старше 60 лет эфоры — высший контролирующий орган Прим. ред.
1 1
Плута р х . Сравнительные жизнеописания. Ли­
кург, V, II (т. I, Ми Аристотель. Политика,
1265 b 35.
12
Разумеется, наряду с гражданами ив противоположность им в полисе проживают лица, в той или иной степени лишенные тех благ, которые представляет полное гражданство в Спарте это hypomeiones (граждане второй категории, perieques (зависимые, но обладающие гражданскими правами лица, илоты и, наконец, рабы.
165
На фоне равенства, как мы видим, четко проступает неравенство. Глава пятая
1
Девкалион — сын Прометея, супруг Пирры, царь
Фтии (в Фессалии), спасся с женой от потопа и стал родоначальником нового человеческого рода Прим. ред.
2
Об этой работе Аристотеля см F e s t u g i è re A.-J. La révélation d'Hermès Trismégiste, II. Le dieu cosmique. Paris, 1949, p. 219 sq. et Арр. 1.
3
Об экспансии греков в бассейне Средиземноморья и возобновлении связей с Востоком см B é r a r d J. La colonisation grecque de l'Italie méridionale et de la Sicile dans l'Antiquité. Paris, 1957; La migration éolienne. Revue archéologique, 1959, p. 1—28; D u n b a b i n J. Th. The
Greeks and their eastern neighbours. Studies in the relation between Greece and the countries of the Near East in the eight and seventh centuries. London, 1957; R ос о u M. B. La migration grecque en Ionie. Athènes, 1958.
4
Ср.: M a z z a r i n o S. Fra oriente e occidente. Ricer­
che di storia grecia arcaica. Firenze, 1947.
5
G e r n e t L. "Horoi", Studi in onore de U. E. Paoli, p. 348.
6
Об аналогиях и различиях в социально-экономи­
ческом плане между финикийским миром и миром греческим подробнее см T h o m s o n G. Studies in ancient greek society, II. The first philosophers. London, 1955.
7
Плута р х . Солон, XII, 7—12.
8
Там же.
9
Аристотель. Политика, 1252 b 30.
1 0
Платон. Законы, IX, 854 b.—B: Платон. Соч, т. 3 (2). М, 1972.
11
См G e r n e t L. Droit et société dans la Grèce ancienne. Paris, 1955, p. 29—50. Возражения см C h a n t r a i n e P. Encore "Avthentés". Hommage à Manolē
Triantafyllidē. Athènes, 1960, p. 89—93.
12
Ibid., p. 61—81. Глава шестая
1
В этой главе мы широко использовали положения, содержащиеся в неопубликованном курсе лекций Л. Жер166
не о началах политической мысли у греков, который он прочел в Практической школе высших исследований в 1951 г.
2
Плута р х . Солон, XIII.
3
См. об этом V l a s t o s G. Solonian Justice. Clas­
sical Philology, 41, 1946, p. 65—83.
4
Го мер. Одиссея, XXIII, 13.
5
Пав сани й . Описание Эллады, IX, 11, 2. МЛ,
1938—1940.
6
Там же, VIII, 34, 1 и сл.
7
Там же, VIII, 17, 6 ил См. об этом G u t h r i e W. К. С. Orphée et la religion grecque. Etude sur la pensée orphique. Paris,
1956, p. 228 sq.; U s e n e r H. Götternamen. Versuch einer
Lehre von der Religiösen Begriffsbildung. Bonn, 1896, p. 368.
9
Фе огни д . Элегии, 1 1 3 7 — 3 8 . — В Эллинские поэты. M., 1963.
10
Автор не упоминает четвертый разряд — фетов, те. людей, имевших доход до двухсот мер Прим. ред.
1 1
Плута р х . Солон, 14, 5.
12
Там же, 5, 4—5.
13
W i l l E. Korinthiaka. Recherches sur l'histoire et la civilisation de Corinthe des origines aux guerres médiques. Paris, 1955, p. 495—502. Об этическом аспекте начала денежной системы в Греции см Revue historique,
212, 1954, p. 209 sq.; Réflexions et hypothèses sur les origines du monnayage. Revue numismatique, 17, 1955, p. 5—23.
14
Ср.: D e l a t t e A. Essai sur la politique pythago­
ricienne. Liège et Paris, 1922.
15
Платон. Государство, IV, 432a. ч. I.
16
Аристотель. Политика, II, 1267 b.
17
Как представляется, одно из компромиссных решений, принятых Клисфеном, состояло в последовательном отправлении архонтата каждым из глав трех соперничающих фракций см. об этом Meritt В. D. Greek inscription. — An early archon list. Hesperia, 8, 1939, p. 59—65; Wade G e r y H. T. Miltiades. Journal of hel-
lenic Studies, 71, 1951, p. 212—221. Имеет смысл сопоставить эту попытку разделения власти между противостоящими фракциями стой попыткой, о которой рассказал Аристотель применительно к предшествующему периоду назначение десяти архонтов, в числе которых
167
пять из эвпатридов, трое из земледельцев и двое из ремесленников (Афинская полития, V, 13, 2).
18
Аристотель. Афинская полития, VIII, 21, 3. Глава седьмая
1
B u r n e t J. Early greek philosophy. е éd. London,
1920, p. V.
2
Ср.: De C o r t e M. Mythe et philosophie chez
Anaximandre. Laval théologique et philosophique, 14, 1958
(1960) p. 9—20.
3
Маков ель с кий. Досократики, ч. I. Казань,
1914, с. 38—39.
4
Иерогамией называется соединение бога и богини или двух взаимодополнительных начал различного пола, фигурирующее в некоторых религиях Прим. ред.
5
Ваldry Н. G. Embryological analogies in presocratic cosmogony. Classical Quarterly, 26, 1932, p. 27—34.
6
Г е си од. Теогония, 7 0 0 — 7 4 0 . — В Эллинские поэты, цит. соч. Хотя некоторые ссылки на поэму Гесиода приведены правильно, авторская трактовка гесиодовской теогонии ошибочна, ибо согласно Гесиоду первобытные силы — Гея, Уран, Понт и т. дне были жертвами битвы Олимпийцев с Титанами и небыли низвергнуты в Хаос Прим. ред.
7
По-видимому, имеется ввиду книга C o r n f o r d F. M. From religion to philosophy. London, 1912.
Мардук и Тиамат — герои вавилонской космогонической поэмы-мифа «Энума эли ш » . — Прим. ред.
8
Хтонические божества — боги земли, подземного царства, преисподней. Имя Хтонии имели несколько героинь греческих мифов Прим. ред.
9
У Гесиода archē применено исключительно во временном значении.
10
Аристотель. Метафизика, 1091 b5.
11
Аристотель. Физика, 203 b 10—15.
1 2
Го мер. Одиссея, XIX, 109; Г е си од. Работы и дни, 240 и сл. О началах греческой мысли и первых шагах философской рефлексии см B u r n e t J. Early greek philosophy. е éd. Londres, 1920, trad. française: L'Aurore de la philosophie greque. Paris, 1919; C o r n f o r d F. M.
From religion to philosophy. A Study in the origins of western speculation. London, 1912; его же. Dichtung und Philosophie des frühens Griechentums. New York, 1951; его же l'Enseignement public du Maroc, 183, 1945, p. 9 sq.;
G i g о n O. Der Ursprung der griechischen Philosophie von Hesiod bis Parmenides. Basel, 1945; G u t h r i e W. R. C.
In the beginning. Some greek views on the origins of life and the early state of man. London, 1957; J a e g e r W.
The theology of the early greek philosophers. Oxford,
1947; K i r k G. S., R a v e n J. E. The presocratic philo­
sophers. A critical history with a selection of texts. Cambrid­
ge, 1957; N e s t l e W. Vom mythos zum logos. Die Selbsten­
tfaltung des griechischen Denkens von Homer bis auf die
Sophistik und Sokrates. Stuttgart, 1940; O n i a n s R. B.
The origins of european thought about the body, the mind, the soul, the world, time and fate. Cambridge, 1951;
S с h u h l P.-M. Essai sur la formation de la pensée grecque.
Introduction historique à une étude de la philosophie platonicienne. Paris, 1934, ее, Hambourg, 1948; T h o m s o n G. Studies in ancient greek society, II, The first
Philosophers. London, 1955; его же mythe à la raison. La formation de la pensée positive dans la Grèce archaïque.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

перейти в каталог файлов


связь с админом