Главная страница
qrcode

Введение в языкознание


Скачать 439.5 Kb.
НазваниеВведение в языкознание
АнкорВведение в языкознание.doc
Дата20.12.2017
Размер439.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаВведение в языкознание.doc
ТипДокументы
#52426
страница1 из 11
Каталогbesyatka

С этим файлом связано 16 файл(ов). Среди них: Введение в языкознание.doc, LCh_2012.pdf, o-reforme-obrazovaniya_philol2012.pdf, Instruction-6m-igmsu.pdf, Menyu.pdf, Yubileyny_zhurnal_Munk-150.pdf, Programma.SouthItaly.docx, Резюме.doc и ещё 6 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Введение в языкознание

Язык. Функции языка. Связь языкознания с любыми науками

Язык - объект настолько сложный, что была проведена лингвистическая работа, в которой лингвист собрал в работе определения языка от всех выдающихся лингвистов. Кто только что про язык не говорил. Это так, потому что явление языка настолько многогранно...

Язык - семиотическая система, используемая для коммуникации.

Первая часть определения говорит об устройстве языка, о семиотических единицах мы будем говорить.
Коммуникативная функция - главная и основная.
Если обратить внимание на что-то другое...

Язык - социальное явление. См. феномен Маугли, Реформатский.
Внутренняя речь тоже есть.
Язык очень сильно меняется под воздействием социума. Язык нормируется и делается предметом школьного изучения.
Государственный язык становится языком образования, политики, обрастает канцеляризмами.
Вот есть филиал в Казахстане. В Казахстане раньше все документы массово писались по-русски, поскольку казахский язык не имел однозначной терминологии.

Язык сильно изменился тогда, когда появилась письменность, т.к. появилась норма.
Второе изменение - книгопечатание. Ранее грамотными были избранные, а тут ещё и протестанты. Письменным языком стали пользоваться массово.
Третья революция - сейчас - изменение языка под воздействием СМИ, в т.ч. Интернета. Что кагбэ намекае.
Нехватка времени, сиюминутное онлайн-общение, крайне разговорные письменные тексты.

Проблема мышления волновала всех, в т.ч. лингвистов. Есть ли мышление без яыка или язык без мышления? (авотинет)

Язык - способ мышления.

Язык как семиотическая система

Семиотика возникла в к. 19 в. Основатели семиотики пребывают в Википедии. Первый лингвист, вписавший лингвистику в контекст семиотики, - Фердинанд де Соссюр. Он пытался ответить на вопрос: что есть языкознание? Чем оно занимается?
Ему не нравилось, что под лингвистикой понимались разные субъективные вещи. Кто-то описал историю слова, кто-то про фонетику, кто-то описывал развитие языка в целом. Де Соссюр пытался вычленить предмет языкознания. Язык - объект, относящийся и к гуманитарным, и к естественным наукам. Физики тоже могут рассказать много интересного про акустику речи.

Язык - семиотическая система потому, что язык - способ получения, хранения и использования информации, а это характеристики знаковой системы. 
Семиотика стала бурно развиваться. Человек живёт среди семиотических систем.
Ту информацию, которую передают все другие семиотические системы, можно передать языком, а обратного процесса не бывает.

Язык как семиотическая система устроен достаточно сложно. Есть простые системы - светофор. А вот язык представляет собой многоуровневую систему. Это уровни лексического анализа, они же ярусы, они же минимальные структуры в языке.

Минимальная система - звук (фонетика). Более протяженная единица - морфема (морфология). Слово (лексикология). Предложение (синтаксис). Текст (диспутируемо, лингвистика текста).

В отличие от языка животных человеческий язык состоит из дискретных единиц, причём на нескольких уровнях. Из минимального количества простых единиц можно комбинировать бесконечные смыслы - звуков немного, даже морфем. У жывтоне каждый звук обоначает конкретное послание, комбинировать их невозможно. А человек имеет возможность беконечно конструировать и порождать смыслы.
Предложение состоит из слов, морфем, звуков.
По поводу этих уровней были споры. МОжно ли сказать, что единица более высокого уровня всегда длиннее? См. вольтеровское (или римское - I!). Суффикс императива i сохранился, а здесь с ним слился корень. Русский звук "а" тоже может носить разные лексические уровни.
Дело, конечно, не в длине. А в чём? В разной функции. У предлож. - коммуникативная, у слова - номинативная.
Как только уровни были придуманы, то возникло господствующее направление лингвистики - структурализм, во славу де Соссюра.

Глава датского структурализма Ельмслев писал, что в языке нет ничего, кроме отношений. Имеются в виду отношения между единицами.
Отношения бывают синтагматическими (объединение двух и более элементов линейно, короче, конъюнкция - AND) и парадигматическими (дизъюнкция - OR).

Если после "т" пойдёт "и", то "т" будет мягким. Вспомним про вилька и тарелька - и сол и фасол. В расово верных языках таки нет смягчения согласных, und das ist gut so. В дальневосточных языках есть более сложные увеселения из последствий звуков.
Морфемы. У нас есть определённый порядок их следования в слове. Но последовательность - эт оне всё. Люой ли суффикс сочетается с любыми ли корнем? См. любивный друг. *Думатель - слово, коего не существует.
К корню можно добавить разные суффиксы, тогда имеем разные смыслы, но чада угара там нет.
Что-то язык разрешает, а что-то нет. *Закадычный сосед - Unsinn. Ну да там идиоматика. 
Предложение. Там лингвистика текста рассматривает синтагматические отношения. Слово "во-вторых" кагбэ намекае.
Иногда иностранцы слегка ошибаются, неправильно вписав предложение в текст. "Скатертью дорога!" - сказали китайцы одному весьма уважаемому ими преподу, не имея ничего плохого в виду.

Парадигматические отношения

Это способность единицы заменяться другой однородной ей единицей в данном контексте. 
Парадигма (кстате, "образец" эллинской) в морфемике канонична. У нас склоняют и спрягают.
Горячий чай-компот.
В итоге получается, что мы все в голове храним гигантские списки парадигм, а при творении речи мы выстраиваем синтагматические отношения. Если мы где-то что-то не согласовали, то нарушение видно. Процесс порождения речи совершается очень быстро, язык сидит в гойловном моске. Кто знает язык в совершенстве? Никто (или Б-г).
Система дифференциации согласных в русском и хинди здорово меняется.
В 1960-х Ноам Хомски всё перевернул. Он в студенчестве боялся, что заниматься ему в лингвистике после великих структуралистов нечем. Он утверждал, что никто не принёс столько зла лингвистике, как де Соссюр. Главное же не структура, а коммуникативная функция. А это выполняется посредством предложений, текстов.
Структуралисты считали, что нужно все элементы перечислить, а потом анализировать связи. Де Соссюр сравнивал язык с шахматами, где есть строго определённое количество фигур. Структуралисты хорошо описали нижний уровень, создав фонологию и противопоставив её фонетике. До синтаксиса они не дошли, расписавшись в своём бессилии. "Если список всех слов не может быть закончен, то список всех предложений не может быть даже начат". Нужно было придумать какой-либо каркас, формализовать. В 1980-е у нас попытались формализовать русские предложение. N(nom)+V(finit.)+N(acc.) - Мама мыла раму. И т.д.
Но в росфед языке всё можно менять местами, а ещё есть интонационное оформление.
Генеративная грамматика, строящая программы машинного перевода, вынуждена всё равно работать с такими структурами.

Итак, структуралисты заявили, что они исследуют всё до синтаксиса. А синтаксис - акт творчества, построение предложения выводится за сферу науки.
Хомски подумал, что мы вроде как не звуками общаемся, а предложениями. И современная лингвистика скорее коммуникативная. А ещё современная лингвистика сейчас полипарадигматична, т.е. разброд и шатание. Зато там есть матан.
Академик Марр восторжествовал в советской лингвистике. Почему лингвисты не возмутились? Компаративистика тогда уже настолько выросла, что мало что понятно разным специалистам. Вот академик Марр сходу сравнивает формы славянских языков, китайского, чукотского. Вот слависты заявляют, что по нашим языкам там бред, а вот с китайским и чукотским...
Все как-то избегали на него вовремя нападать, а потом оказалось поздно.

Языкознание связано с гуманитарными науками. Оно связано с литературоведением, ибо пейсатели пользуются языком. Рефлексия над языком является предметом интересов историков, Философы осознали, что философия облекается в слова.
Есть междисциплинарные исследования. Психология всегда интересовала людей, но в 19 в. она только сопровождала лингвистику, а сейчас есть психолингвистика. Она занимается тем, что желает рассмотреть методы вербального воздействия на сознание человека.
Вот тырнетовская реклама, которую пишут психолингвисты, в результате чего моск опасносте.
Для того, чтобы заставить человека что-то сделать, нужно жёстко использовать только утвердительные структуры. Нужно создавать картинку, что только этого вам не хватает для счастья (ибо никакая реклама не продаёт товар, а продаёт она щастье - добавляет одмин, вспоминающий школьную экономику).
Как придумать текст, который воздействовал бы на разные целевые аудитории?
Вот как строится новогоднее поздравление президента? Как бы каждого подравляют лично, ибо вспоминают все категории (Ангела Меркель, помнится, говорила больше о техническом прогрессе и науке, ну да ладно). 

Для науки важен и интересен процесс порождения речи. Сначала возникает некий образ в мышлении, происходит вербализация мышления (что непросто, ибо неправильные формулировки бывают, особенно с иностранными языками).
Психологи всегда просят рассказать? Когда мы начинаем пересказывать - то вербализируем и конкретизируем, осознавая проблему. 
Ещё более явно, когда просят написать.

Проблема обучения языку. Ребёнок учится родному языку - а не связано ли это с онтогенезом человеческого языка вообще?
Проблема билингвизма. Проблема изучения иностранного языка (ибо Гумбольдт - "язык определяет мышление народа", структура языка позволяет понять мировоззрение народа).
Язык навязывает ребёнку определённую картину миру. А в иностранном языке другое - но мировоззрение, заложенное в детстве, никуда деться не может (Гумбольдт). Билингвы зависят от индивидуальных способностей человека.

Древнеегипетский язык. Там много птичек, которые являются часто предлогами. Студентов было много. А когда знаешь много древних языков, то всё ложится. А когда взрослые люди, физики или химики, начинали учить языки, тио они были в ужосе. Вот в архаичных культурах в глаголах могло не быть категории времени, поскольку это другая философия жизни.
Китайский или вьетнамский языки не имеют категории числа. Для индоевропейцев это потрясающе важно. В тюркских языках множественность выражается либо в глаголе, либо в именах, а масса согласований не нужно (как "этИ студентЫ пришлИ"). Есть существительные singularia, pluralia tantum. Неисчисляемые они. А вот песок и пески - разные вещи. "Я купил рыбу" - одну ли штуку?
В английском яыке слов, диффер. множество, больше, чем в русском - many, much, lots of, over 9000... тысячи их...

Социолингвистика. Есть максипроблема - язык и общества в целом.
Есть социальная диагностика - см. лингвокриминалистика.

Когнитивная лингвистика - как устроены языки разных народов, как в них отображается мировоззрение (да-да, от Гумбольдта). Концепт - понятие, особенно важное для мировоззрения, менталитета нации. Когнитивная лингвистика до сих пор не сподобилась выработать метода доказательства. Нужно доказать, что русские ленивы. Нужно повыбирать пословицы "Работа не вол - в лес не убежит". Ну далее обнаружили, что русские безответственны. Сейчас over 9000 работ по концептам. Вот пишут студенты "концепт дома" в русской и английской литературе - по небольшому куску.

Есть нейролингвистикой, лингвистическая информатика, так сказать.

23.09.

ЯЗык устроен таким образом, что многие лексические и грамматические функции устроены под коммуникацию. Категория лица обычно имеет 3 варианта. 4 лица быввает крайне редко. как правило 3 лицо противопоставлено первым двум. Первое лицо - источник информации, второе - слушающий. Третье лицо - тот, кто не оучаствует в процессе коммуникации. Часто оно маркируется: -s в ангельском.
Помимо коммуникативной язык выполняет много побочных функций.
Мыслительная, познавательная (аккумулятивная), номинативная.
Сии функции являются наиболее сложными для понимания и наиболее интересными.Регулятивная, фатическая, магическая, эстетическая... от прочих спасает фольгированная кипа.
Регулятивная. Вербальными формулами, т.е. речевыми отрезами, мы можем обмениваться, при этом не ообщая друг другуникакой информации. Регулятивная функция - когда человек что-то говорит, но при этом что-то хочет. Императивные структуры не содержат новой информации, но возд. на удиторию.
Структуры бывают позамысловатее, мнлжно жаловаться, подвигать к содеению полезных вещей. Регулятивной функцией пользуются рекламодатели, политики в предвыборной программе. 
Фатическая ф-я близка к регулятивной. Я говорю что-то, при этом никакой информации не сообщаю, ничего от вас не хочу, но что-то говорю, хочу поддержать контакт. Это поддержание беседы, и таких формул в языках много. Англосаксы говорят о погоде, чтобы сублимировать смысл. Как ваши дела. как вале здоровье, но nobody cares на самом-то деле. Пауза заполняется, ein Engel ist durchgeflogen. Вы начинаете при встрече со знакомым человеком что-то говорить, как бы перебрасываетесь ничего не значащими фразами.
Контактоустанавливающаяя составляющая. Вам нужно как-то обратить на себя внимание, чтобы завязать разговор с человеком или группой людей. ЭГЕГЕЙ!!! Я пришёл к тебе с приветом...
Нужно дать и пограничные сигналы - нужно попрощаться. Нужно Schlusswort произнести. Вот так и вы ждёте намёков собеседника на завершение упомянутой беседы. Какая здесь информация? Ну как бы я покидаю.
Магическая функция. Молитвы, заклинания, заговоры, проклятия. Коммуникативной функцией здесь не пахнет, регулятивной тоже, а что же? Называя имя Б-га или другой сущности, мы устанавливаем контакт с потусторонним миром. Вот есть божество Агни, коиорое считает, что в процессе приношения жертвенного животного в огне, там и огласовки в процессе жертвоприношения в произношении имени и этого б-га разные, ибо мы в этом тоже понимаем смысл.
Вот читаем мы Катулла или Горация. Это сказано красиво, кратко или очень ёмко. Фразу Горация мы будеми переводить развёрнуто, ибо латинский язык поволяет выразить мысль кратко. Эстетическая функция, товарищи. Есть ли там коммуникативная функция? Обычно нет.

Итак, первые три функции.
Мыслительная, когнитивная. Язык и мышление. Тема сия волновала лингвистов и философов. Существует ли язык без мышления или мышление без яыка? На этот вопрос пытались ответить на этот вопрос со времён Древней Греции. Греки думали, связано ли звучание слова с реальностью? Как наше отображение понятия в языке связывается с реальностью.
Вот Платон упоминал об этом.
Гумбольдт, наше всё, писал, что язык преломляет окружающую действительность. Человеку кажется, что язык объективно называет и отражает реалии мира. Но при сравнении разных языков оказалось, что язык опосредованно отражает окружающую действительность, что-то подчёркивает, что-то умлачивает. Синонимы показывают, чтто люди об этиом часто думают.
Лингвисты заговорили о том, что язык с одной стороны навяывает представления о мире, структурирует нше мышление. Общее свойство мышления - классификация. Есть предметы и явления - и есть отражающее что-нибудь имя. Есть глаголы, отражающие действия или состояния. Есть признаки предмета и всякие там прилагательные. В итоге мы формулируем свои умоаключения в пределах родного языка, мышление определяется языком. В итоге появляется теория лингвистической относительности. Если бы Ньютон формулировал свою теорию не на английском языке, у него были бы другие представления. Понятия отражаются и структурируются в языке его носителей.
Сейчас лингвисты верят, что язык и мсышление теасно взаимосвяаны, это две стороны одной медали. Есть образно-бытовое или математическое мышление, кое не имеет естественного языка, но развитие любого мышления предполагает наличие языка. Без языка мышления не бывает. Математик не станет математиком без языка. Посредством языка получаются знания в той же маематике. Так и музыкант, который читает ноты (ну там всякие piano, forte, largo... ладно).
Вербализация мысли. Есть стимул что-то сказать, но как это выразить? Специалисты по психолингвистике говорят, что мышление аморфно. А речь обладает чёткой структурой, она линейна. Мы не моожем высказать всё, что мы одновременно мыслим и чувствуем. А лингвистический знак отмечен Б-гом линейностью, звучащая речь обладает протяжённостью во времени. Звуки произносятся один за другим.
И графические знаки ставятся один за другим. ЧТобы выразить дискретно аморфную мысль, её нужно чётко структурировать. "Вот на языке вертится, а выразить не могу". Проблемки с языком и мышлением.
Можно ли научить машину научить распознавать поток звучащей речи, чтобы он правительно его делила на сегменты, переводила его?
Есть моменты, когда разные единицы звучат примерно одинаково (проблема перцептивной фонетики). Синтагмы одинаковы, догадываться надо по контексту. Машине это якобы сделать невозможно, да-да. Машина же не воспринимает контекст, при переводе бывают комичные ситуации.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

перейти в каталог файлов


связь с админом