Главная страница
qrcode

Янушко, Е. «Игры с аутичным ребенком.. Янушко Е. А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия


НазваниеЯнушко Е. А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия
АнкорЯнушко, Е. «Игры с аутичным ребенком..doc
Дата02.10.2017
Размер0.98 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЯнушко, Е. «Игры с аутичным ребенком..doc
ТипДокументы
#40178
страница8 из 9
Каталогid167949132

С этим файлом связано 50 файл(ов). Среди них: и ещё 40 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Игровая деятельность аутичного ребенка

Психодрама

Страхи аутичного ребенка


В детстве возникают самые разнообразные страхи. Это и страх перед одиночеством - малыш боится остаться один, не отпускает от себя маму; и страх перед неведомым миром и сказочными персонажами - Бабой Ягой, Лешим, Змеем Горынычем; боязнь темноты. Это может быть и страх смерти. Такой страх проявляется, когда заболел кто-то из близких, когда ребенок рисует могилки на кладбищах, боится скелетов и чертей...

Мир аутичного ребенка также наполнен разными страхами. Однако они обладают рядом специфических особенностей, отличающих страхи аутичного ребенка от страхов обычных детей.

- Страхи аутичного ребенка разнообразны и индивидуальны: кто-то боится воды, темноты, замкнутого пространства, кто-то телевизора, машин, а кто-то пробки, вылетающей из бутылки с шампанским. Это объясняется тем, что источником страха такого ребенка может стать все что угодно, в том числе внешне самые обычные и нейтральные раздражители. Поэтому часто бывает трудно, а порой невозможно понять, чего же боится аутичный ребенок.
- У каждого аутичного ребенка представлен целый набор страхов.
- Страхи аутичного ребенка актуальны на протяжении многих лет. И, к сожалению, в этом случае не срабатывают защитные механизмы психики, действующие в ситуации нормального развития - сила таких страхов может не угасать со временем.
- Страхи аутичного ребенка не всегда проявляются внешне, в его поведении. Эти страхи прячутся в глубинах подсознания. Мучая ребенка, они часто скрыты от посторонних глаз; даже самые близкие люди находятся порой в полном неведении относительно истинного состояния ребенка.
- Наличие страхов, их постоянное переживание держит ребенка с состоянии напряжения и, безусловно, мешает развитию.

Терапевтическая игра дает прекрасный шанс вывести страх на поверхность. Если же мы знаем источник страха ребенка - мы на полпути к избавлению от него.

Однако не все так просто. В ходе терапевтической игры мы можем наблюдать странное поведение ребенка, однако в нем далеко не всегда заложено объяснение источника страха. Для того, чтобы разобраться в ситуации, необходимо провести ее детальный анализ с близкими ребенка. Возможно, в откровенной беседе удастся выяснить, какая именно ситуация из прошлого опыта ребенка травмировала его. Результаты такой работы могут ошеломить родителей. Например, в случае, когда ребенок неожиданно в ходе терапевтической игры стал кричать: "Осторожно! Машина!", выяснилось, что почти четыре года назад машина, в которой он ехал, попала в дорожно-транспортное происшествие. Но в тот момент не было бурной реакции, и родители не подозревали, что на протяжении нескольких лет ребенок испытывал острый страх перед машинами. Только после того, как страх удалось выявить, мама ребенка вспомнила, что он каждый раз "весь сжимается", переходя через дорогу.

К сожалению, не всегда удается докопаться до первопричины. Но в любом случае, если вы наблюдаете у ребенка вариант свернутой психодрамы, действуйте по схеме, представленной ниже, то есть постарайтесь дать вариант положительного развития событий.

Так следует действовать, если источник страха остался в далеком прошлом. Однако часто случается, что травмирующая ребенка ситуация повторяется в настоящем. Чтобы найти источник страха, надо внимательно наблюдать за реакциями ребенка, особенностями его поведения. Такую же работу должны проводить родители. Если удастся понять, что вызывает страх у ребенка, следует устранить источник страха (например, не показывать пугающие ребенка мультфильмы или телепередачи) либо начать работу по преодолению страха - в случае, если ребенок страшится бытовых вещей и ситуаций, которые тем не менее являются неотъемлемой частью жизни (например, ребенок может бояться лифта, пылесоса, телевизора, подвала).

Психодрама как способ борьбы со страхами


Психодрама - воспроизведение впечатления, подобного травмирующему, с постепенным нагнетанием напряжения, кульминацией и благополучным резрешением в конце.

механизм возникновения психодрамы


В ходе терапевтической игры ребенок, достигнув состояния особого эмоционального возбуждения, может как бы "осмелеть" и начать совершать действия, не присущие ему ранее, сопровождая их речью. Например, во время игры с крупой ребенок вдруг убежал в детскую комнату и, вернувшись с машинкой, с напряженным лицом стал зарывать ее в гречку, приговаривая страшным голосом: "Осторожно - машина!". Или, играя с водой, внезапно схватил полотенце и замахнулся им на взрослого со словами: "Сейчас как дам!". Тут правомерно говорить о появлении у ребенка свернутой психодрамы.

Свернутая психодрама может появиться у аутичного ребенка и вне терапевтической игры. Однако можно утверждать, что после начала психотерапевтической работы психодрама возникает чаще. В любом случае ее появление - это важное достижение, говорящее о зарождении у ребенка механизма борьбы со страхами. Особенности психодрамы аутичного ребенка:

- Характерно, что во время переживания ребенком психодрамы он приходит в состояние сильного возбуждения. Внешне это проявляется в импульсивных движениях, агрессивных действиях по отношению к предметам, игрушкам, людям, проговаривании (возможно, криком) какой-либо фразы, объясняющей состояние ребенка в этот момент. Движения, действия, их речевое сопровождение повторяются неизменно при каждом последующем воспроизведении ситуации психодрамы.
- Психодрама аутичного ребенка представлена в свернутом варианте: в своей попытке бороться со страхом ребенок достигает состояния аффективного напряжения, однако самостоятельно не может найти вариант положительного завершения ситуации и в результате облегчение не наступает.
- Поскольку страхи аутичных детей разнообразны, варианты психодрамы индивидуальны, а часто уникальны для каждого ребенка. Однако природа переживания ребенка, этапы, через которые проходит это переживание, а также логика действий взрослого в момент психодрамы остаются в каждом случае общими.
- Психодрама потребует повторений.

Перечисленные особенности свернутой психодрамы определяют главную задачу, стоящую перед взрослым, - помочь привести каждое такое переживание к положительному разрешению. Для этого необходимо давать немедленный положительный комментарий происходящего. При повторении ситуации психодрамы воспроизводите такой комментарий многократно в неизменном виде до тех пор, пока действия и высказывания ребенка не станут менее напряженными.

варианты психодрамы


Мы уже говорили, что страхи аутичных детей могут быть самыми разными. Соответственно и варианты психодрамы в каждом конкретном случае будут различаться. В этом разделе мы приведем несколько конкретных примеров, с которыми столкнулись в практике работы с аутичными детьми. Это продемонстрирует общую тактику поведения и варианты конкретных действий психолога или педагога во время проведения психодрамы.

- СТРАХ МАШИН

Вспомним пример, описанный выше. В ходе терапевтической игры мы наблюдали у ребенка агрессивные действия и высказывания, направленные на игрушечную машинку. На основе этих наблюдений в ходе беседы с мамой ребенка был произведен анализ событий прошлого. Удалось выяснить первопричину страха ребенка - переживания в ситуации аварии, в которую мальчик вместе с мамой попал за два года до того. Чтобы окончательно убедиться в правильности этого предположения, было организовано наблюдение за ребенком в других ситуациях. В результате были выявлены следующие особенности поведения ребенка: во-первых, он сильно напрягался, переходя через дорогу; во-вторых, с игрушечными машинками проигрывал только один сюжет -аварии.

При появлении агрессивных действий по отношению к игрушечной машинке был немедленно предложен такой вариант развития событий: "Ой, машинка перевернулась - кажется, авария. Сейчас быстренько починим и снова можно ехать - поехали!" Такие слова повторялись всякий раз при возникновении подобных действий. Работа продолжалась и вне занятий под наблюдением мамы, которой педагог объяснил, как нужно действовать. Со временем психодрама ребенка стала принимать более разнообразные формы; он топил игрушечные машинки в ванной с водой, закапывал в песок, играя в песочнице. В дальнейшем действия ребенка перешли на реальные объекты: он подходил к стоящим на улице автомобилям и дотрагивался до них, в некоторых случаях пинал их ногами по колесам. Но всякий раз взрослый предлагал положительный выход из ситуации: "Смотри, машина большая, красивая, зеленого цвета. А колеса круглые, черные. Завтра на машине поедем в гости к бабушке". Ребенку разрешили посидеть за рулем настоящего автомобиля, принять участие в мытье машины (за городом), поливая ее водой из шланга. В результате можно было наблюдать, как страх постепенно теряет свою силу.

- СТРАХ "ШАМПАНСКОГО"

На занятиях ребенок время от времени произносил слово "шампанское", при этом заглядывая в глаза педагогу. В результате беседы с мамой выяснилось, что такое поведение ребенка продолжается уже длительное время, однако причина оставалась непонятной. Было решено специально организовать ситуацию, в которой у ребенка была бы возможность проявить свои эмоции.

В оговоренный заранее день мама и ребенок отправились в магазин и купили бутылку детского шампанского. В этот день ребенок встретил педагога в коридоре с криками: "Шампанское! Шампанское!" На кухне была организована игра. Сначала ребенок долго ходил с бутылкой в обнимку, приговаривая: "Детское шампанское! Яблочное". Наконец он вполне насладился обладанием интересующим его предметом и попросил: "Открывать!" Из-за того, что ребенок, играя с бутылкой, взболтал ее содержимое, пробка вылетела с громким хлопком, за которым последовал фонтан из шампанского. Ребенок отреагировал громким криком и в страхе убежал.

Педагог, сохраняя полное спокойствие, дал ребенку возможность немного прийти в себя, погладил его по спинке. Сразу после этого была организована сюжетная игра. Педагог превратился в официанта (надев на шею галстук-бабочку) и торжественно внес в комнату поднос с бутылкой и стаканами. Сначала ребенок испуганно наблюдал, а педагог, пока не добиваясь его активного участия в игре, продолжал: разлил шампанское по стаканам и стал угощать кукол, приговаривая: "Ах, какое вкусное детское шампанское. Яблочное". Затем предложил ребенку попробовать напиток. И через некоторое время ребенок оправился от страха и активно включился в игру.

Игра в этот раз продолжалась довольно долго. По инициативе ребенка вновь и вновь проигрывалось открытие бутылки, сопровождаемое определенными словами и действиями: "Берем бутылку, откручиваем проволоку {имитируем действия}: ба-бах! Вылетела пробка! Пш-ш-ш! (поднимаем руки вверх, изображая "фонтан") Шампанское потекло! Теперь можно пить, вкусно!"

Впоследствии, в ситуации возникновения психодрамы "страх шампанского", использовалось совместное рисование - был многократно прорисован момент откупорки бутылки с тем же речевым комментарием. При этом ребенок принял предложенный педагогом вариант развития событий, имеющий положительный конец. В течение двух месяцев данный сюжет проигрывался 1-2 раза в неделю, после чего перестал быть актуальным для ребенка, и он стал возвращаться к этой теме все реже.

- СТРАХ ТЕМНОТЫ И ЗАМКНУТОГО ПРОСТРАНСТВА

Прячась в картонную коробку, ребенок накрывался крышкой и принимался кричать "загробным" голосом: "Ой-ой-ой! Не страшно, не страшно!" Чтобы предложить ребенку положительное завершение, была организована игра "Теремок"; ребенку было предложено взять с собой мишку, а когда он вместе с игрушкой закрывался в коробке, педагог стучал в стенку со словами; "Тук-тук, кто в теремочке живет?" Когда ребенок выбирался наружу, его встречали приветствием: "Здравствуйте! Вот кто в теремочке живет. Выходите погулять". Также в коробке было сделано небольшое окошко, куда заглядывал то педагог, то мишка, либо ребенок выставлял наружу руку, как бы предлагая ее поймать.

В другом случае малыш закрывался в шкафу-купе, комментируя свои действия словами: "Лифт! Осторожно! Двери закрываются!" В тот же миг педагог подхватывал: "Где у нас кнопочки? А вот. На какой этаж нам надо? Нажимаем - двери закрываются! Поехали. Приехали - двери открываются. Выходи, тебя мишка ждет".

Надеемся, что описанные примеры дали представление о развитии психодрамы аутичного ребенка и показали роль в ней психолога и педагога. Перед тем, как приступить к такой работе, советуем запомнить, что:

- Причина возникновения конкретного страха может затеряться во времени и не поддаваться восстановлению (как было в примере с шампанским - понять, где ребенок мог увидеть его и испугаться, близким ребенка не удалось). Либо близкие могут не заметить возникновение нового страха у ребенка и его причину (ребенок может увидеть пугающую ситуацию по телевизору, испугаться чего-то, для остальных совсем не страшного), тем более если ребенок не проявил свой испуг. Но когда в ходе терапевтической работы или в другой ситуации он дал знать о своем страхе и готов бороться с ним, главная задача - немедленно помочь ему. Во время проведения психодрамы часто источник страха становится ясен из речи ребенка, когда он многократно повторяет ключевое для его страха слово: "волк", "лифт", "машина" и т.д.
- Обычно страхи проявляются постепенно, "всплывая" один за другим. Но так как работа над преодолением каждого страха может занимать разное время, часто на поверхности оказываются сразу несколько страхов, работу над которыми придется вести параллельно.
- В дальнейшем, когда страх ослабеет, можно попробовать развить сюжет психодрамы, акцентируя внимание и на других аспектах ситуации. Осуществляют это по-разному: рисуя сюжетные картинки, вводя в игру новые персонажи (используйте игрушки) и т.д. В любом случае необходима положительная развязка сюжета. Так, в примере со страхом шампанского была организована игра "День рождения мишки", где любимый мишка и другие игрушки с удовольствием пили шампанское.

Игровая деятельность аутичного ребенка

Совместное рисование

метод совместного рисования


Совместное рисование - это особый игровой метод, в ходе которого взрослый вместе с ребенком рисует различные предметы, ситуации из жизни ребенка и его семьи, разнообразные сюжеты из мира людей и природы. Такое рисование обязательно сопровождается эмоциональным комментарием.

Можно говорить о том, что в данном случае имеет место особый метод обучения, а не рисование как вид продуктивной деятельности самого ребенка.

Использование совместного рисования в занятиях возможно после того, как налажен эмоциональный контакт между аутичным ребенком и взрослым.

Метод совместного рисования предоставляет новые интересные возможности:

1. Возникает ситуация, побуждающая ребенка к активным действиям. Ребенка завораживает волшебство, происходящее на листе бумаги. Тем более если рисуются предметы и сюжеты, особенно интересные ребенку. Используя этот интерес, взрослый побуждает ребенка к активному участию в процессе рисования: делает паузы, советуется с ним, "забывает" дорисовать важную деталь, как бы предлагая ему завершить рисунок. Ребенку интересно и при этом важно получить результат как можно быстрее, и он часто соглашается на то, что в других ситуациях оказывалось невозможным. Так, он впервые возьмет в руки карандаш и попытается что-то дорисовать самостоятельно, ответит на поставленные вопросы.

Тут возникает ситуация эмоционального и делового общения, подразумевающая активные действия отдачи и принятия между партнерами по общению. В этой уникальной для аутичного ребенка ситуации взрослый должен следовать определенной тактике: даже если он понял, чего хочет ребенок, не надо воплощать это желание немедленно. Побудите ребенка выразить желание любым приемлемым способом - словом, жестом. Для этого делайте паузы в рисовании и комментариях к нему. Задавая вопросы, дайте понять, что результат зависит и от действий ребенка: если тот не проявляет активности, рисунок как бы "замирает". Поскольку ребенку не терпится поскорее получить желаемый результат, можно предположить, что проявление активности с его стороны не заставит себя долго ждать.

2. Ситуация совместного рисования дает новые возможности для знакомства аутичного ребенка с окружающим миром. Здесь упомянем особенности усвоения информации аутичным ребенком: оно происходит спонтанно и выборочно. При этом информация, привлекшая непроизвольное внимание ребенка, далеко не всегда полезна в жизни, близка опыту ребенка. Кроме того, почти всегда трудно понять, что ребенок усвоил, а что нет. Так, взрослые с удивлением обнаруживают, что ребенок обладает довольно глубокими знаниями в какой-то области, к примеру узнает и называет разнообразные геометрические формы, знает сложные оттенки цветов, решает математические задачки. Скорее всего, он непроизвольно запомнил эту информацию и однажды спонтанно воспроизвел. Однако ее произвольное использование невозможно - ребенок пользуется своими знаниями только "по вдохновению" и беспомощен, когда применение усвоенных знаний становится необходимо. Обладая разнообразными специфическими знаниями, аутичный ребенок при этом может оставаться неприспособлен к правильным действиям в обычных житейских ситуациях.

Так, не обнаружив банного полотенца на обычном месте в ванной комнате, он может замерзнуть, но не предпримет попыток разрешить ситуацию. Аутичный ребенок совершенно теряется, если нарушается цепочка привычных действий; такая ситуация ставит его в тупик, и самостоятельно он не может найти выход из создавшегося положения. Он не знает, где можно взять другое полотенце, и не умеет попросить помочь ему.

- При совместном рисовании удается уточнить представления, которые уже есть у ребенка. Эта возможность уникальна. Что ребенок знает, а чего нет, что понял искаженно, обычно открывается и становится понятным в спонтанных проявлениях. Произвольно (например, задавая вопросы) это выяснить не удается. Если взрослый будет внимателен в ходе совместного рисования, то сумеет сделать много интересных выводов относительно знаний ребенка об окружающем мире;
- Еще одна возможность - обогащение этих представлений. Взрослый постепенно начинает вводить в рисунок новые детали, предлагать ребенку варианты развития знакомого сюжета. Если результат совместного рисования важен для ребенка (так бывает, если рисуется предмет интереса ребенка), он часто соглашается принять такие нововведения. В стремлении поскорее достичь желаемого он готов принять новое, даже несмотря на то, что нарушение привычного стереотипа доставляет дискомфорт. Однако следует помнить об осторожности и соблюдать обычные в работе с аутичпым ребенком принципы - постепенность, дозирование подачи нового и обязательный учет интересов ребенка, его желаний. Используйте возможности ситуации, но постарайтесь не вызывать у ребенка состояние острого дискомфорта;
- Следующий этап - обобщение представлений об окружающем. Это необыкновенно важно, т.к. позволяет научить ребенка пользоваться уже имеющимися знаниями в различных ситуациях. Для этого прорисованные много раз предметы и ситуации перетекают из сюжета в сюжет. Кроме этого, сюжет каждой картинки при следующем воплощении постепенно усложняется, в него вводятся новые элементы (не забывайте о стереотипности мышления аутичного ребенка и в случае его сопротивления изменениям отложите их до следующего раза). Отработанное в рисунках затем обыгрывается. В дальнейшем полученные знания постоянно используются в жизни - в ходе эмоционального комментария взрослый проговаривает ситуации во всех деталях и нюансах, побуждает ребенка к активности. И тем самым не дает забыть усвоенное, постоянно актуализирует приобретенные ребенком знания и умения;
- Главным успехом такой работы станет перенос знаний в реальную жизнь. Это -показатель того, что ребенок усвоил новые знания о мире и использует их.

3. Использование метода совместного рисования дает возможность развивать средства коммуникации.

- При этом в значимой для ребенка ситуации в ходе эмоционального комментария обогащается его пассивный словарь. Взрослый обозначает словом все, что происходит на бумаге. Это позволяет уточнить значение слов, которые ребенок уже знает, а также сообщить ребенку новые слова и их значения;
- Особенно актуальна возможность развития активной речи, которая в этой ситуации оказывается одним из средств проявления ребенком активности. Поддерживайте любую попытку ребенка "поговорить", специально создавайте ситуации, в которых ему захочется сделать это снова. Постарайтесь понять даже невнятное бормотание, а поняв, повторите четко в виде простой фразы, давая ему таким образом образец правильной речи;
- К невербальным средствам общения относятся прежде всего жесты. Поскольку даже говорящий аутичный ребенок затрудняется активно использовать речь для коммуникации, целесообразно обучить его некоторым общепринятым жестам: указательный жест, жесты "дай" и "на", "большой", "маленький", "один", "много" и др. В результате у ребенка появится "арсенал" общепринятых жестов, которые помогут ему выражать свои желания, мысли, но при этом не помешают развитию речи как основного средства коммуникации.

4. Совместное рисование также дает возможности проведения с ребенком терапевтической работы. Для этого рисуются сюжеты из жизни ребенка, в которых он испытывает разного рода затруднения - бытовые моменты, то, чего ребенок боится и т.д. При этом сюжеты проговариваются, и обязательно находится выход из создавшейся трудной ситуации, предлагается благополучный вариант развития событий (см. с. 55).

этапы развития совместного рисования


Совместное рисование взрослого с аутичпым ребенком требует поэтапного развития. Нецелесообразно начинать с развернутого сюжета. Сначала дайте ребенку время и возможность насладиться и насытиться простым предметным рисунком. Ведь чаще интерес аутичного ребенка направлен именно на мир предметов. Только после этого приступайте к постепенному разворачиванию сюжетов сначала из жизни самого ребенка, а затем из жизни большого мира людей.

- 1-Й ЭТАП: НАЛАЖИВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОНТАКТА, ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНТЕРЕСА К НОВОМУ ВИДУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Начинать следует с изображения предметов, особенно значимых для ребенка, сопровождая изображение эмоциональным комментарием. Например: "Ой, какие конфетки в коробочке! Это желтая конфетка, наверно, лимонная. А вот зеленая конфетка - интересно, какой у нее вкус? Наверно, яблочный" и т.д. Или: "О! Какой разноцветный салют в ночном небе! Вот красный салют - ба-бах! А вот синий салют!" Такой ход не может не заинтересовать ребенка. Тем не менее далеко не всегда аутичный ребенок принимает сюжетное рисование сразу. Возможно, ему потребуется время, чтобы обжить такую новую игру. Не оставляйте попыток и в следующий раз снова рисуйте то, что значимо для ребенка. Поначалу ребенок искоса наблюдает за происходящим на листе бумаги, прислушивается к вашему комментарию, но остается при этом пассивным. Однако со временем его внимание к такому способу рисования будет расти. А однажды он сам попросит нарисовать то, что ему хочется. И тогда можно переходить ко второму этапу.

- 2-Й ЭТАП: РИСОВАНИЕ "ПО ЗАКАЗУ" РЕБЕНКА

Рисуете то, что нравится ребенку, закрепляя его интерес к совместному рисованию. Наберитесь терпения, потому что на этом этапе вам придется "бессчетное" число раз выполнять однотипные заказы ребенка, снова и снова рисуя столбики, кубики, бутылочки и т.н. Уже на этом этапе интерес ребенка вполне удовлетворен. Это объясняется особенностями его психики - поведение обусловлено внутренним стремлением к постоянству, закреплению различных стереотипов, определенности и законченности. Он старается сохранить в неизменном виде и многократно повторять и проигрывать привычные действия, ситуации и сюжеты. На занятии по совместному рисованию ребенок будет требовать, чтобы всякий раз рисунок был повторен в неизменном виде - одинакового размера, цвета, с использованием одних и тех же материалов. Однако не останавливайтесь на достигнутом - осторожно начинайте переход к следующему этапу.

- 3-Й ЭТАП: ПОСТЕПЕННОЕ ВВЕДЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВАРИАНТОВ ИСПОЛНЕНИЯ ОДНОГО РИСУНКА, НОВЫХ ДЕТАЛЕЙ ИЗОБРАЖЕНИЯ

По-прежнему выполняя заказ ребенка, начинайте использовать различные изобразительные средства, варьируйте рисунок. Однако помните, что ребенку надо дать возможность насытиться воспроизведением совершенно одинаковых изображений.

Если ваши попытки привнести что-то новое встретят резкий протест, вернитесь на предыдущий этап. Но через некоторое количество повторений возобновите попытку разнообразить рисунок. Если действовать осторожно и постепенно, то однажды ребенок обязательно согласится с привнесением нового, ведь он очарован волшебством появления на бумаге изображения его любимого предмета.

Предлагаем варианты разнообразия рисунка:

- Используйте различные материалы: попробуйте помимо карандашей и фломастеров использовать мелки, краски, не только белую бумагу, но и цветную, картон.
- Сам рисунок варьируйте по размеру, форме, цвету и положению в пространстве.
- Дополняйте изображения новыми деталями; рисуя одно и то же, старайтесь всякий раз вносить небольшие изменения.

- 4-Й ЭТАП: ВОВЛЕЧЕНИЕ РЕБЕНКА В ПРОЦЕСС РИСОВАНИЯ, ПОБУЖДЕНИЕ К АКТИВНЫМ ДЕЙСТВИЯМ

Ребенку доставляет удовольствие наблюдение за действиями взрослого, однако часто он все же предпочитает оставаться пассивным. Ребенок не проявляет активности, если ее не стимулировать специально. Приглашая ребенка в "соавторы", взрослый иногда останавливает рисование: он прекращает активные действия - и возникает пауза. В этом случае ребенок начинает подталкивать руку взрослого, таким образом выражая просьбу продолжать, либо просит: "Еще!" Если ребенок с нетерпением ждет завершения рисунка, то можно предложить: "Давай вместе рисовать!" Теперь карандаш держит ребенок, а вы водите его рукой.

Особенно эффективны следующие приемы:

- Задавая вопросы, побуждайте ребенка делать "заказ" на разных этапах рисунка и каждый раз выполняйте его просьбу. Предложите выбрать карандаши для рисования, принести бумагу.
- "Забывайте" дорисовать в изображении важную деталь, а когда ребенок заметит это и потребует завершения изображения (что для аутичного ребенка особенно важно), предложите дорисовать эту деталь самостоятельно (для начала это должно быть что-то очень простое в исполнении, в дальнейшем возможно постепенное усложнение).
- Предложите ребенку несколько вариантов развития рисунка, и пусть он выберет тот, что ему больше нравится: "А что теперь нарисуем?", "А где будет стоять коробочка? Покажи!", "А баночка у нас полная или пустая? А что в баночке?" Предложите выбрать цвет изображения и найти нужный карандаш. Поощряйте ответ ребенка в любом виде (жест, вокализация, слово).

- 5-Й ЭТАП: ВВЕДЕНИЕ СЮЖЕТА

На этом этапе ставшие близкими ребенку изображения его любимых предметов помещаются внутрь сюжета. Такой сюжет должен быть, с одной стороны, близок опыту ребенка, а с другой - должен давать возможность уточнить уже сформированные у ребенка представления и в случае необходимости скорректировать их.

- 6-Й ЭТАП: ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ СЮЖЕТА

После того, как сюжет будет обжит ребенком, следует переходить к его расширению, введению новых линий. Таким образом, на этом этапе мы начинаем давать ребенку новые представления об окружающем мире.

- 7-Й ЭТАП: ПЕРЕНОС ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ В ДРУГИЕ СИТУАЦИИ

Теперь возможно переходить к проигрыванию этого сюжета с использованием игрушек и предметов, закреплять в повседневной жизни, использовать полученные знания в других видах деятельности (лепке, конструировании).

Описанный путь требует обязательного прохождения всех этапов лишь при первом знакомстве ребенка с методом совместного рисования. В дальнейшем возможно ускорение прохождения одних этапов, сворачивание других. Например, не понадобится всякий раз специально привлекать внимание ребенка, ведь он уже знаком с этим видом совместной со взрослым деятельности и ему нравится рисовать (1-й этап). Постепенно меньше времени будет тратиться на выполнение по заказу ребенка изображений предметов вне ситуации социальной жизни (2-й этап). Скорее всего, понадобится меньше времени, чтобы добиться согласия ребенка на введение новых деталей (3-й этап), на расширение сюжета (6-й этап). Но все же в целом логика развития занятий сохраняется.

Приведем пример:

Аутичный мальчик шести лет испытывал огромный интерес к бутылкам. Изображение бутылок завораживало его, и он требовал повторения рисунка снова и снова: со словами: "Бутылка! Бутылка!" подталкивал руку взрослого, вкладывал в пальцы карандаш. Когда бутылка была изображена много раз, постепенно стали вводиться детали - различные этикетки, крышки и пробки, а сами бутылки начали варьироваться по размеру и цвету. При этом использовалась любая возможность для развития диалога: "Бутылку нарисовать? А какую бутылку - большую или маленькую? Давай я нарисую большую. Вот так. А рядом маленькую. А эта бутылка пустая или полная? Наверно, полная. А что в бутылке? Ах, "фанта"! А какая "фанта" - лимонная или апельсиновая? Давай будет апельсиновая - значит, вода в бутылке оранжевого цвета. Дай мне карандаш оранжевого цвета". Через некоторое время мальчик стал делать более дифференцированный заказ: не просто "бутылка", а "минеральная вода", "фанта", "кока-кола", "квас" или "спрайт". А взрослый, используя интерес ребенка, старался вызвать его активное участие в рисовании: просил выбрать нужный карандаш, "забывал" дорисовать некоторые детали - крышки, пробки, а когда ребенок замечал это и требовал завершения рисунка, предлагал: "Возьми карандаш, дорисуй пробку".

На следующем этапе бутылки расставляли на полках. Еще через некоторое время был введен сюжет - теперь рисовали магазин "Напитки", где на полках и в холодильнике расставлялись разнообразные бутылки, к которым добавились пакеты с молоком и соком. Затем в магазине помимо напитков стало продаваться мороженое ("раскладывая" мороженое в холодильнике, ребенок по собственной инициативе стал дорисовывать упаковку и озвучил это словом "фантик"), "чупа-чупс", конфеты. За прилавком стоял продавец, а рядом изображался сам мальчик, который покупал леденец. При этом мальчик не возражал против такого развития сюжета. И по ходу рисования стал задавать вопросы, например, бежал к маме и спрашивал: "Мороженое купим?". Затем специализированный магазин превратился в супермаркет - в ассортименте появились овощи и фрукты, молочные продукты, различные сопутствующие товары. Увеличивалось число действующих лиц, прорисовывался не только один магазин, но и дорога к нему, и соседние здания.

В дальнейшем этот сюжет был проигран в ходе сюжетных игр. Использовались куклы, мишки и разнообразные бутылки - стеклянные, пластиковые, а также вылепленные вместе с ребенком из пластилина разного цвета. А мама мальчика закрепляла с ним новые знания при посещении магазина.

использование специальных приемов в ходе совместного рисования


- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАКЛЕЕК

Использование наклеек с самыми различными изображениями позволяет облегчить и ускорить процесс создания сюжетной картины. Это особенно важно в работе с аутичным ребенком, которому процесс ожидания доставляет настоящие страдания. Ведь часто приходится наблюдать, как он подпрыгивает от нетерпения, стремясь побыстрее увидеть желаемый результат рисования.

Помимо быстроты создания изображения, использование наклеек дает возможность организовать активное участие ребенка в процессе совместного рисования, так как обычно детям нравятся манипуляции с наклейками.

Еще использование наклеек позволяет обучать ребенка, при этом усвоение им новой полезной информации об окружающем мире проходит эффективнее, нежели в других ситуациях обучения.

Для этого необходимо приобрести несколько книг с наклейками из разных серий детской развивающей литературы и достать листы с наклейками. Постарайтесь, чтобы в наборе были наклейки с изображением разных предметов - игрушек, одежды, мебели, еды, а также людей и животных. Кроме этого, понадобятся наклейки с геометрическими формами разного цвета (из "мозаики").

Сюжеты картин с использованием наклеек будут зависеть от желаний ребенка, "арсенала" наклеек и фантазии взрослого. Приведем несколько примеров.

"Салют": на листе картона черного или темно-синего цвета наклеиваются звездочки, кружочки, треугольники различного цвета. Так быстро и эффектно руками самого ребенка "зажигается салют в ночном небе".

"Яблоня": карандашами рисуем дерево - ствол и крону, либо заранее готовим аппликацию, а ребенок приклеивает красные, золеные или желтые яблоки. При этом для разнообразия можно приклеить несколько яблок под деревом - они "уже созрели".

"Кухня": расположившись с ребенком на кухне, начинаем изображать на листе бумаги кухонную мебель, ребенка и его семью, сидящих за столом. Затем ребенок "накрывает на стол", приклеивая наклейки с изображением посуды, "предлагает угощения", наклеивая изображения продуктов.

"Магазин": рисуем многочисленные полки, холодильник, за прилавком стоит продавец. Затем при помощи наклеек полки магазина наполняются фруктами, овощами, в холодильнике появляются колбаса, сыр и яйца.

"Зоопарк": приклеиваем соответствующие картинки - и на листе бумаги появляются различные дикие звери. При этом повторяются и уточняются названия животных, обсуждаются их повадки, внешний вид, рисуются клетки, прикрепляются таблички с названиями.

"Дорога": рисуем дорогу, по которой поедут разнообразные автомобили, большие и маленькие, мотоцикл, велосипед, троллейбус (перечень машин зависит от набора наклеек). При этом обсуждаем, как едут машины (медленно или быстро), как они сигналят: "би-би!" и т.д.

- ИЗГОТОВЛЕНИЕ КНИЖЕК ИЗ РИСУНКОВ

Для того чтобы использовать в дальнейшем обучении ребенка результаты совместного рисования, советуем не выбрасывать рисунки, а делать из них книжки. Такие книжки могут быть разными: "Про Ваню" (режим дня), "Как мы ходили в магазин", "Как мы катались на машине" и др. Эти книжки могут стать особенно любимы ребенком, они воспринимаются им как что-то родное, обжитое, а поэтому приятное и комфортное. "Перечитывание" (комментарий) этих книжек дает возможность повторить пройденное, закрепить полученные знания.

В дальнейшем, при обучении чтению, можно подписать каждую картинку словом или простой фразой. Конечно, аутичному ребенку будет легче и интереснее читать о том, что ему знакомо и близко.

При правильном подходе обычно удается вызвать у аутичного ребенка интерес к совместному рисованию. Ему нравится этот вид совместной со взрослым деятельности, внутри него он чувствует себя комфортно.
1   2   3   4   5   6   7   8   9

перейти в каталог файлов


связь с админом