Главная страница
qrcode

Янушко, Е. «Игры с аутичным ребенком.. Янушко Е. А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия


НазваниеЯнушко Е. А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия
АнкорЯнушко, Е. «Игры с аутичным ребенком..doc
Дата02.10.2017
Размер0.98 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЯнушко, Е. «Игры с аутичным ребенком..doc
ТипДокументы
#40178
страница9 из 9
Каталогid167949132

С этим файлом связано 50 файл(ов). Среди них: и ещё 40 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Игровая деятельность аутичного ребенка

Взаимосвязь разных видов игр


Вы познакомились с особенностями развития игры аутичного ребенка, а также с различными вариантами игр, которые мы советуем проводить на занятиях. Наступило время подвести итоги и сделать общие выводы:

1. Каждый вид игры имеет свою основную задачу:

- стереотипная игра ребенка - основа взаимодействия с ним; также она дает возможность переключения, если поведение ребенка выходит из-под контроля;
- сенсорные игры дают новую чувственную информацию, переживание приятных эмоций и создают возможность установления контакта с ребенком;
- терапевтические игры позволяют снять внутреннее напряжение, выплеснуть негативные эмоции, выявить скрытые страхи и в целом являются первым шагом ребенка к контролю над собственным поведением;
- психодрама - способ борьбы со страхами и избавления от них;
- совместное рисование дает замечательные возможности для проявления аутичным ребенком активности, для развития его представлений об окружающем.

2. Игры вводятся в занятия в определенной последовательности. Построение взаимодействия с аутичпым ребенком основывается на его стереотипной игре. Далее вводятся сенсорные игры. В процессе сенсорных игр возникают терапевтические игры, которые могут вылиться в проигрывание психодрамы. На этапе, когда с ребенком уже налажен тесный эмоциональный контакт, можно использовать совместное рисование.

В дальнейшем на разных занятиях используются вы виды игр попеременно. При этом выбор игры часто зависит не только от целей, которые поставил педагог, но и от того, как протекает занятие, от реакций ребенка. Это требует гибкости в использовании различных игр.

3. Все игры взаимосвязаны между собой и свободно "перетекают" одна в другую. Игры развиваются в тесной взаимосвязи. Так, в ходе сенсорной игры может возникнуть игра терапевтическая. В этом случае спокойная игра перерастает в бурное выплескивание эмоций. Точно так же она может вернуться в прежнее спокойное русло.

В терапевтической игре выявляются старые, скрытые страхи ребенка, что тут же может вылиться в разыгрывание психодрамы.

С другой стороны, чтобы не допустить перевозбуждения ребенка во время терапевтической игры или психодрамы, в нужный момент у нас есть возможность переключить его на воспроизведение действий его стереотипной игры или предложить полюбившуюся сенсорную игру. Кроме этого, возможно развитие одного и того же игрового сюжета в разных видах игр.

4. Для всех видов игр характерны общие закономерности:

- повторяемость;
- путь "от ребенка": недопустимо навязывать ребенку игру, это бесполезно и даже вредно; игра достигнет своей цели лишь в случае, если ребенок сам захотел в нее поиграть;
- каждая игра требует развития внутри себя - введения новых элементов сюжета и действующих лиц, использование различных приемов и методов.

Организация взаимодействия педагога, психолога и родителей

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ


Уже из описания игр, которые станут основой занятий с аутичным ребенком на начальном этапе обучения, становится понятно, насколько важно добиться взаимопонимания и взаимодействия с родителями ребенка.

Занятия с аутичным ребенком сильно отличаются от занятий с другими детьми. На взгляд не посвященного в проблему человека, такие занятия могут выглядеть по меньшей мере странно. Однако нельзя сравнивать особую ситуацию взаимодействия с аутичным ребенком с обычными стандартными ситуациями обучения.

Для того чтобы не возникло непонимания родителями происходящего, мы советуем постоянно и подробно объяснять, что именно происходит на занятии, а также вовлекать их в активную работу. И в самую первую очередь родители аутичного ребенка должны осознать цели занятий.

постановка целей


На начальном этапе обучения - это:

- постепенное избавление от накопившихся негативных эмоций и страхов;
- предоставление ребенку возможности пережить как можно больше положительных эмоций.

Только когда окружающий мир станет для ребенка более дружелюбным, а сам ребенок более смелым и активным в своем познании мира, станет возможен переход к следующему этапу обучения, целями которого станут:

- знакомство ребенка с самыми разнообразными сторонами окружающего мира, как предметного, так и мира человеческих взаимоотношений;
- формирование поведения ребенка, обучение навыкам контроля над эмоциями, введение необходимых правил и запретов;
- развитие речи и т.д.

анализ ситуации


В процессе занятия психолог (или педагог) внимательно наблюдает за поведением ребенка, за его реакциями с целью понять логику его действий, а также гамму чувств, которые он испытывает. Это одна из самых сложных задач, стоящих перед специалистом, и без ее выполнения невозможно будет двинуться дальше в обучении ребенка. Недопустимо, если ответом на попытку ребенка вступить в контакт станет непонимание.

Близкие ребенка тоже должны более вдумчиво относиться к изменениям в его поведении.

Для того чтобы объединить усилия специалиста и родителей, советуем уделять некоторое время обсуждению итогов занятия. Разберите с мамой ребенка (или с тем из близких, кто большую часть времени проводит с ребенком) следующее:

- Содержание занятия: если близкие ребенка не проявляют инициативу сами, то в ходе такого обсуждения втягиваются в процесс обучения. Объясняя смысл происходящего на занятии, отвечая на вопросы, психолог знакомит родителей аутичного ребенка с особенностями подхода к обучению и воспитанию таких детей. Родители смогут использовать эти знания в повседневной жизни;
- Новое, появившееся в поведении ребенка: это необходимо для того, чтобы обозначить на словах моменты прогресса в развитии ребенка и спланировать дальнейшие действия. Родители, конечно же, должны знать о достижениях ребенка и учитывать это при построении своих взаимоотношений с ним;
- Непонятные моменты: педагог вынужден "расшифровывать" речь и действия ребенка. Порой это почти невозможно, если речь ребенка неразборчива и невнятна, а действия на первый взгляд лишены логики. Мы советуем запоминать все непонятное, чтобы обсудить это после занятия с мамой. И в этом случае "сокабачны" окажется "яблочным соком", а "усус" "уксусом". Протягивание педагогу веревочки со словом "тот", окажется воспоминанием ребенка о том, как покупали в магазине торт и продавец завязал коробку веревочкой. А набросив на голову полотенце, ребенок, оказывается, изображал привидение, вспомнив образ из мультфильма. Понимание смысла слов и действий ребенка позволяют поддержать его попытку пойти на контакт, вступить в общение. Кроме того, каждая такая попытка может быть использована в дальнейшем, постепенно набор понятых слов и действий ребенка увеличивается, и это дает новые возможности для развития общения;
- Повседневную жизнь ребенка: педагог должен знать, какие конфетки купил ребенок вчера в магазине, как провел выходные, какие книжки читал вчера с мамой. Ведь все, что происходит в жизни ребенка, может "всплыть" на занятии. Более того, педагог может специально "организовать воспоминание": "А хорошо вчера было в "Макдоналдсе"? Ну-ка, расскажи, что ты там ел". Полезно знать, какие ребенок любит мультфильмы, сказки, детские передачи, сладости, его предпочтения в еде, и использовать эти знания на занятиях.

участие мамы в проведении занятия


Не всегда получается точно описать поведение ребенка во время занятия, воспроизвести его непонятные высказывания. Поэтому в некоторых ситуациях полезно участие мамы в занятии.

Такое участие должно быть строго ограничено (об этом следует договориться заранее): она будет только наблюдателем и слушателем, не вмешиваясь в ход занятия. Но в ситуации затруднения поможет найти нужную вещь - игрушку или пластилин, а если педагог не понимает, что ребенок делает или говорит, - выступит в качестве "переводчика". Такой подход может значительно повысить эффективность занятий.

Стремление понять ребенка во всех тонкостях его проявлений становится на определенном этапе занятий одной из главных задач. Это произойдет, когда ребенок станет более активен во взаимодействии с миром. Задача специалистов и родителей - поддержать эту активность и развивать ее в дальнейшем. Для этого необходимо вникать в смысл действий ребенка, принимать его предложения поиграть. И стараться понять, что он говорит, реализовать любую возможность развития диалога.

закрепление полученных знаний в повседневной жизни


В ходе бесед родители знакомятся с содержанием занятий, получают информацию о психологических новообразованиях в развитии ребенка и используют эти знания в повседневной жизни. Например, если на занятии педагог организовал игру "Цветная вода", мама повторяет эту игру, закрепляя названия цветов, а в дальнейшем воспроизводится игра в "Кафе" (см. с.34). Также педагог дает задания на дом. Обычно это задания, которые невозможно выполнить на занятии. Например, помочь ребенку осуществить покупку в магазине, на прогулке организовать взаимодействие с другим ребенком.

выработка единого подхода к обучению и воспитанию


Для того, чтобы занятия с аутичным ребенком были эффективны, необходимо достичь взаимопонимания с его близкими, прийти к общему знаменателю при выборе подхода к обучению и воспитанию ребенка.

Нередки случаи, когда проявления аутичным ребенком активности, часто резко выраженные, даже неадекватные, воспринимаются родителями как упрямство, капризы, попытка манипулировать взрослыми. Если такое происходит, психолог (или педагог) должен объяснить родителям особенности поведения аутичных детей, их одержимость своими желаниями, неумение ждать. Иначе может возникнуть ситуация, когда со стороны значимых взрослых предъявляются разные требования: один запрещает, а другой разрешает и поддерживает. Противоречивость требований вредна любому ребенку, а ребенок с синдромом аутизма в таком случае теряет ориентиры в жизни, возможность адаптироваться к окружающей среде снижается.

организация специальных условий для игр


Организация занятий с аутичным ребенком предполагает создание специальных условий и пространства для игр. Следует с самого начала оговорить это с родителями, предупредить о возможных последствиях (например, беспорядке), убедить предоставить как можно больше свободы ребенку.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ АУТИЧНОГО РЕБЕНКА


Основная тяжесть повседневной работы с аутичным ребенком ложится, конечно, на семью. Близкие оказываются перед необходимостью переустройства жизни семьи с учетом интересов ребенка. Приходится думать не об удобстве и спокойствии, и о целесообразности и пользе происходящего в доме и семье для развития ребенка. Такой подход требует от близких самоотверженности и сил. Но в моменты обострений уверенность в достижении положительного результата усилий ослабевает, "опускаются руки".

В такие тяжелые моменты близкие ребенка нуждаются в психологической поддержке не меньше его самого. Поскольку у нас не развита система психологической и социальной поддержки, эту серьезную и ответственную функцию придется взять на себя психологу (педагогу), занимающемуся с ребенком. Часто такая помощь оказывается эффективной, т.к. психологу доверяют.

Полезно регулярно говорить с родителями аутичного ребенка, обсуждать возникающие ситуации. Во время этих бесед следует подготовить родителей к тому, что в ходе развития ребенка возможны периоды обострения, обсудить с ними тактику общих действий в такие моменты. В особенно трудные моменты необходимо помогать конкретными советами и действиями.

Приложение

1. ТЕКСТЫ СТИХОВ И ДЕТСКИХ ПЕСЕНОК


В Приложении представлен примерный материал. В каждом конкретном случае подбирайте материал индивидуально в соответствии с принципами обучения и воспитания ребенка и учетом его интересов и предпочтений.

потешки

- Ладушки, ладушки, где были?
- У бабушки,
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
- Кашку поели, бражку попили,
- Шу-у-у, полетели - на головку сели!

Произносите нараспев и одновременно
хлопаете в ладоши (если ребенок пассивен,
можно действовать его руками).


Имитируем движения - "едим",
"пьем".
Взмахи ладонями, затем опускаем их на голову.


- Большие ноги
- Шли по дороге:
- Топ-топ-топ, Топ-топ-топ.
- Маленькие ножки
- Бежали по дорожке;
- Топ-топ-топ, топ-топ-топ!
- Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

Задавая ритм, ходите и бегаете:
шагая широко, говорите низким голосом,


бег мелким шагом с произнесением
текста тонким голосом.


- Баба сеяла горох
- Прыг-скок, прыг-скок!
- Обвалился потолок
- Прыг-скок, прыг-скок!
- Баба шла, шла, шла,
- Пирожок нашла,
- Села, поела,
- Опять пошла.

Прыжки.
Прыжки.
Ходьба.
Имитация движений: наклоняемся,
"подбираем пирожок",
"едим".
Ходьба.


- Идет коза рогатая,
- Идет коза бодатая
- За малыми ребятами!
- Ножками: топ! топ!
- Глазками: хлоп! хлоп!
- Кто кашки не ест,
- Кто молочка не пьет,
- Того забодает,
- Забодает, забодает!

Пальцами рук изображаем рога.
Постепенно приближаемся к ребенку.
Топаем.


Подносим руки к глазам и "хлопаем"
пальцами-ресницами.
Грозим, помахивая указательным пальцем.
Имитируем движения "рогами".


Агния Барто «Игрушки»

Мишка

Уронили мишку на пол,
Оторвали мишку лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.

 

Роняем мишку.
Дергаем мишку за лапку.
Жалеем мишку;
прижимаем к себе, гладим.


Мячик

Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик,
- Тише. Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.

 

Кукла роняет мячик в "реку" -
закрыв лицо руками, изображаем плач.
Затем жалеем куклу, подаем ей мяч.


Бычок

Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!

 

Идем, покачиваясь.
Вздыхаем.
С испуганным видом останавливаемся,
например у края ковра.


Лошадка

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

 

Имитируем движения:
"причесываем" лошадку,


"едем верхом".

Самолет

Самолет построим сами,
Понесемся над лесами.
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.

 

Широко расставив руки-"крылья",
"летаем" по комнате.


Слон

Спать пора! Уснул бычок,
Лег в коробку на бочок,
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон,
Он слонихе шлет поклон.

 

Изображаем "сон",
подложив ладошки под щеку.
Укладываем спать мишку.


Киваем головой.

детские песенки

Антошка(из мультфильма
"Веселая карусель" №1) Слова Ю.Энтина


- Антошка, Антошка, (2 раза)
Пойдем копать картошку! (2 раза)
- Дили-дили!
Трали-вали!
Это мы не проходили!
Это нам не задавали!
- Антошка, Антошка, (2 раза)
Сыграй нам на гармошке! (2 раза)
- Дили-дили!
Трали-вали!
Это мы не проходили!
Это нам не задавали!
- Антошка, Антошка, (2 раза)
Готовь к обеду ложку! (2 раза)
- Дили-дили!
- Трали-вали!
Это, братцы, мне по силе!
Откажусь теперь едва ли!


 
 

Имитируем движения - "копаем".

Задорно покачиваем головой.
 
 


Имитируем игру на гармошке.

Задорно покачиваем головой.
 
 


Берем в руки ложку.

Задорно покачиваем головой.

Веселые гуси
Украинская народная песня

Жили у бабуси
Два веселых гуся:
Один серый,
Другой белый -
Два веселых гуся.

Вытянули шеи -
У кого длиннее?
Один серый,
Другой белый -
У кого длиннее?

Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один серый,
Другой белый -
Спрятались в канавке,

Вот кричит бабуся:
"Ой, пропали гуси!
Один серый,
Другой белый-
Гуси мои, гуси!"

Выходили гуси,
Кланялись бабусе.
Один серый,
Другой белый-
Кланялись бабусе.


 
 

Складывая пальцы рук щепотью,
изображаем головы гусей.
 


Наклоняем вперед одну руку, другую
руку, обе руки.
 


Вытягиваем обе руки вперед, затем
поочередно.
 


Потираем ладошки друг об друга.
Наклоняем вперед одну руку, другую
руку, прячем за спину обе руки.
 


Эмоционально, обхватив лицо
руками и огорченно покачивая головой.
 


Руки медленно появляются из-за
спины, наклоняются вперед.


Песенка крокодила Гены
(из мультфильма "Чебурашка")
Слова А.Тимофеевского


Пусть бегут неуклюже
Пешеходы по лужам,
А вода - по асфальту рекой.
И неясно прохожим
В этот день непогожий,
Почему я веселый такой,

Припев:
Я играю на гармошке
У прохожих на виду...
К сожаленью, день рожденья
Только раз в году.

Прилетит вдруг волшебник
В голубом вертолете
И бесплатно покажет кино,
С днем рожденья поздравит
И, наверно, оставит
Мне в подарок пятьсот эскимо.

Припев:


 
 
 

Используйте сюжетную картинку.
 
 
 
 
 
 


Имитация игры на гармошке,
 
 
 
 
 
 
 
 


Имитация игры на гармошке.

Песенка львенка и черепахи
(Из мультфильма "Как львенок и
черепаха пели песню") Слова С.Козлова


Я на солнышке лежу,
Я на солнышко гляжу,
Все лежу и лежу
И на солнышко гляжу.

Крокодил-дил-дил плывет,
Носорог-рог-рог идет.
Только я все лежу
И на солнышко гляжу.

Рядом львеночек лежит
И ушами шевелит,
Только я все лежу
И на солнышко гляжу.


 

В ходе пропевания этой песенки
лучше использовать соответствующую сюжетную
картинку.


Взрослый начинает затем
приостанавливается петь строку,
давая ребенку возможность допеть
последнее слово в строке (выделены).


В последующем побуждайте
пропевать целую строку.


По ходу песенки можно использовать
различные повторяющиеся жесты,
которые подкрепляют действия,
смысл текста, помогают его
запомнить.


Чунга-Чанга
(из мультфильма "Катерок") Слова Ю.Энтина

Чунга-Чанга! Синий небосвод!
Чунга-Чанга! Лето круглый год!
Чунга-Чанга! Весело живем!
Чунга-Чанга! Песенку поем:

Припев:
Чудо-остров! Чудо-остров!
Жить на нем легко и просто!
Жить на нем легко и просто!
Чунга-Чанга!
Наше счастье постоянно:
Жуй кокосы! Ешь бананы!
Жуй кокосы! Ешь бананы!
Чунга-Чанга!

Чунга-Чанга! Места лучше нет!
Чунга-Чанга! Мы не знаем бед!
Чунга-Чанга! Кто здесь прожил час-
Чунга-Чанга! Не покинет нас!

Припев.


 
 

Чтобы ребенку стал более понятен
смысл песни, используйте
сюжетную картинку, и во время
пения показывайте ребенку
соответствующие ее фрагменты.
Взрослый начинает петь строку,
затем приостанавливается, давая
ребенку возможность допеть
последнее слово в строке (выделены).
В последующем побуждайте пропевать целую строку.


Спят усталые игрушки
Слова З.Петровой

Спят усталые игрушки, книжки спят.
Одеяла и подушки ждут ребят,
Даже сказка спать ложится,
Чтобы ночью нам присниться,
Ты ей пожелай баю-бай.

Баю-бай, должны все людиночью спать.
Баю-баю, завтра будет день опять.
За день мы устали очень,
Скажем всем: "Спокойной ночи".
Глазки закрывай, баю-бай...


 
 

Взрослый начинает петь строку,
затем приостанавливается, давая
ребенку возможность допеть
последнее слово в строке (выделены).
В последующем побуждайте пропевать целую строку.


По малину в сад пойдем
Слова Т.Волгиной

По малину в сад пойдем,
В сад пойдем,
В сад пойдем,

Плясовую заведем.
Заведем, заведем.

Припев:
Солнышко на дворе.
А в саду тропинка,
Сладкая ты моя,
Ягодка малинка!

Ты, малинка, не в роток,
Не в роток, не в роток-
Насыпайся в кузовок,
В кузовок, в кузовок!

Припев.

Как малины наберем,
Наберем, наберем,
Пирогов мы напечем,
Напечем, напечем.

Припев.

Пирогов мы напечем,
Напечем, напечем,
Всех соседей позовем,
Позовем, позовем.

Припев.


 
 

В этой песенке ребенок повторяет
слова и фразы (выделены). По ходу
песенки можно использовать
различные повторяющиеся действия,
жесты, которые подкрепляют
смысл текста, помогают его
запомнить, дают возможность подвигаться.

2. МОСКОВСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ПОМОЩЬ АУТИЧНЫМ ДЕТЯМ


НАЗВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
1

КАК НАЙТИ
2

ЧЕМ МОЖЕТ ПОМОЧЬ
3

1.ГОУ Центр психолого - медико - социального сопровождения детей и подростков Департаментаобразования г. Москвы(ЦПМССДиП)

127427, Москва, ул. Кашенкин Луг, д. 7. Тел. (095)219 7487, 128 3987 www.autismhelp.ru

- психотерапия;
- социальная адаптация;
- коррекционная работа;
- кружки

2. Центр лечебной педагогики (ЦЛП)негосударственная благотворительная организация

119311, Москва,ул. Строителей, 17-бТел. (095) 131 0683; 133 8447e-mail: сcpmain@online.ru

- лечебно-педагогическая помощь;
- терапевтические мастерские

3. Общество помощи аутичным детям "Добро" (региональная общественная благотворительная организация)

Москва. Казарменный переулок, д. 4, стр. 3, кв. 1Тел. (095)917 3741e-mail: uvc1831@mtu-net.ru

- консультирование по социальным вопросам;
- информационная поддержка;
-проведение семинаров

4. Научный центр психического здоровья РАМН, отдел по изучению детской психиатрии с группой исследования детского аутизма

115522, Москва, Каширское шоссе, д. 34 Тел. (095) 117 8147 Тел./факс (095) 117 8056 www.psychiatry.ru, www.mentalhealth.ru e-mail: info@mentalhealth.ru руководитель отдела -Козлова Ирина Александровна; главный научный сотрудник-Башина Вера Михайловна

- консультации, диагностика;
- лечение;
- группы дневного пребывания

5. Детская психиатрическая больница № 6 (Центр психического здоровья детей)

117334, Москва, 5-й Донской проезд, д. 21а
Тел. (095)952 4920 прием. отд.
954 3653 гл. врач
952 2318 регистр.
952 2074 заведующ.

- консультации;
- коррекционные занятия

6. Институт коррекционной педагогики РАО

119121, Москва,ул. Погодинская, д. 8, корп. 1Тел. (095) 245 0452, 245 2462
http://ise.iip.net
- консультативно-диагностический центр (1-й этаж);
-лаб. содержания и методовобучения детей с эмоциональ-ными нарушениями (5-й этаж);
- лаб. дошкольного воспитания детей с проблемами в развитии (3-й этаж)

- консультации;
- коррекционные занятия

7. Средняя общеобразовательная школа № 1321 г. Москвы "Ковчег"

111024, Москва,ул. Авиамоторная, д. 30а Тел.(095) 273 2520

- интегративное обучение

8. Региональная общественная организация инвалидов и родителей детей-инвалидов "Ковчег"

11024, Москва,ул. Авиамоторная, д. 30а тел./факс (095) 273 1144 e-mail: sch1321@mtu-net.ru

- образование;
- мастерские;
- экологическая деревня

9. Детский реабилитационный центр "Наш Солнечный Мир"

Тел./факс (095) 198 7769 Тел. (095) 486 4219 www.ecosystem.ru

- занятия;
- мастерские;
- спорт для инвалидов;
- летний лагерь;
- клуб для подростков

10. Центр "Живая нить" благотворительная некоммерческая автономная организация

121352, Москва, Славянский бульвар, д. 13, корп. 1, кв. 139 тел./факс (095) 449 3064 тел. (095) 929 9348 доб. 209 e-mail: zhivayanit@nm.ru

- лечебная верховая езда

11. Московский конно - спортивный клуб инвалидов региональная благотворительная общественная организация

121309, Москва, ул. Барклая, д. 16, корп. 3, кв. 129 Тел./факс (095)915 0058 Тел. (095)915 0046 www.hippotherapy.ru e-mail: ecocentre@glasnet.ru

- лечебная верховая езда

12. Общественная организация "Дорога в мир"

117334, Москва,ул. Косыгина, д. 5, кв. 264 Тел. (095) 993 9689 e-mail: dorogavmir@chat.ru

- информационная поддержка;
- содействие образованию детей-инвалидов;
- мастерские;
- летний отдых

13.ГОУ №1709 начальная школа - детский сад компенсирующего вида

117593, Москва,ул. Рокотова, д. 4, корп. 4 Тел. (095) 425 7222, 425 7500

- обучение

14. Центр патологии речи и нейрореабилитации г. Москвы (центр Шкловского)

109240, Москва, ул. Яузская, д. 11, к. 5 Тел./факс (095) 915 3947 Тел. (095) 915 0112, 915 3767

- занятия логопеда

15. "Зеленая дверца" Центр ранней социализации (для детей от 0 до 4 лет)

103062, Москва, Подсосенский пер., д. 26, корп. 2 Тел. (095) 917 1786 http://gdoor.narod.ru e-mail: gdoor@narod.ru

- социализация;
- адаптация

16. "Консультации для ассоциаций и фондов" (автономная некоммерческая организация) Библиотека фонда "ШКОЛА НКО"

105050, Москва, ул. Тверская, д. 24/2, стр. 12 подъезд, 6 этаж Тел. (095) 792 5988

- информационная поддержка

3. РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТ РУССКОЯЗЫЧНЫЕ)


HTTP://, E-MAIL

СОДЕРЖАНИЕ

www.autism.ru
e-mail: autism@autism.ru
e-mail: libr@autism.ru
e-mail: library@cafrussia.ru

- справочная информация;
- советы психолога;
- библиотека;
- диалог

www.autismhelp.ru
e-mail: proobraz@online.ru

- справочная информация (диагностика, лечение, терапия, коррекция);
- интернет ссылки по аутизму (русскоязычный и англоязычный интернет);
- список литературы по проблеме аутизма;
- советы юриста

www.psyservise.ru
e-mail: igor@psyservice.ru (главный редактор)
selikhov@gameland.ru (исполнит. директор)

-информация об организациях, оказывающих помощь детям с аутизмом

www.autist.narod.ru

- тексты законодательных актов;
- библиотека;
- полезные адреса

www.specialneeds.ru

- база данных образовательных и развивающих учреждений г. Москвы;
- форум

www.school.edu.ru
Российский общеобразователь-ный портал(Министерство образования РФ)

- база данных образовательных учреждений

Интегрированная информационная система "Особый ребенок"
http://www.webcenter.ru/scdl/

- электронная библиотека

4. СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ *


Аффект

Врожденная элементарная, докультурная форма переживаний. Всякое психическое явление имеет два аспекта: интеллектуальный и аффективный.

Ближайшее социальное окружение

Территория за пределами квартиры, которая рассматривается с позиции развития коммуникации ребенка, а также усвоения им представлений об окружающем мире.

Бытовые ритуалы

Организация обучения ребенка отдельным бытовым навыкам, умению обслуживать себя, а также усвоение им всего распорядка повседневной жизни, ее социальных контекстов.

Вербальный

Словесный; имеющий словесную форму.

Вокализация

Внешне бессвязное произнесение или пропевание отдельных звуков и слогов.

Игровая терапия

Проведение психотерапевтической работы в ходе игры.

Информационные фильтры

Ограничения поступающей извне информации в соответствии с определенными критериями.

Коммуникация

Общение в любой форме.

Негативизм

Сопротивление, лишенное разумных оснований.

Полевое поведение

Безотчетное поведение ребенка, определяемое объектами, случайно оказывающимися в поле его восприятия.

Предметная игра

Игра, основное содержание которой - манипуляции с предметами.

Произвольный по отношению к вниманию, поведению

Сознательно регулируемый, направленный на достижение определенной цели.

Психодрама

Воспроизведение впечатления, подобного травмирующему, с постепенным нагнетанием напряжения, кульминацией и благополучным разрешением в конце.

Самоагрессия

Агрессивные действия, направленные на самого себя.

Самостимуляция

Стимуляция собственных психических процессов, повышение эмоционального фона путем физических действий (крики, прыжки, нанесение себе ударов и др.).

Сензитивность

Повышенная чувствительность.

Сенсорный

Относящийся к органам чувств.

Сенсорная игра

Игра, в ходе которой ребенок получает новые чувственные ощущения.

Совместное рисование

Особый игровой метод, в ходе которого взрослый вместе с ребенком рисует различные предметы, ситуации из жизни ребенка и его семьи, разнообразные сюжеты из мира людей и природы. Такое рисование обязательно сопровождается эмоциональным комментарием.

Стереотипии

Устойчивые формы однообразных действий.

Стереотипная игра

Игра, основное содержание которой - многократное повторение неизменной цепочки определенных действий в течение длительного времени. Подразумевает единственного участника - самого ребенка. Не содержит оформленного сюжета; цель и логика игры, смысл производимых действий непонятны для окружающих.

Сюжетно-ролевая игра

Игра, основным содержанием которой является принятие на себя определенных ролей и проживание разнообразных ситуаций из социальной жизни. Считается высшей формой игры ребенка-дошкольника.

Тактильный

Относящийся к ощущениям прикосновения и давления.

Терапевтическая игра

Игра, в ходе которой с ребенком проводится психотерапевтическая работа, целью которой является достижение состояния психического равновесия.


*Некоторые термины использованы в контексте настоящей книги.
1   2   3   4   5   6   7   8   9

перейти в каталог файлов


связь с админом