Главная страница
qrcode

Язычок л-а-л-аычит


НазваниеЯзычок л-а-л-аычит
Дата27.09.2019
Размер1.5 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла108_Yazychok_l-l-lychit.doc
ТипДокументы
#157667
Каталог




ЯЗЫЧОК Л-А-Л-АЫЧИТ
Постановка и коррекция звука Л

Это пособие поможет логопедам, воспитателям детских садов и родителям в постановке у детей 5-7 лет правильного и четкого произношения звука Л.
Как подготовить пособие к работе

Выньте картонную вставку из середины книжки, разрежьте листы по пунктирным линиям на отдельные картинки. Вы получите набор иллюстративного материала для закрепления звука Р во фразовой речи. От книжки останется несколько страниц с методическими рекомендациями и логопедическими упражнениями.

Система и методика проведения занятий

Перед каждым занятием нужно сделать артикуляционную

гимнастику, чтобы «разогреть» губы и язычок, подготовить их

к работе -5 упражнений),

«Поставить» изолированный звук (2-3 занятия и больше - по

ситуации), освоить артикуляцию,

Закрепить произношение звука в слогах и словах (3 занятия),

Автоматизировать звук до свободного употребления во фразовой

речи (в предложениях и рассказах).

Вам понадобятся картонные карточки с картинками. На оборотной стороне каждой из них вы найдёте текст, насыщенный словами с определённым звуком. Рассматривая картинки, ребёнок легко запомнит стихи, повторяя их вместе с вами. Попросите найти на картинке все предметы, в названии которых встречается данный звук; уточните, какой вопрос можно задать к этому слову (кто? или что?); подобрать как можно больше глаголов, которыми можно обозначить действия, изображенные на картинках (что делает?); описать картинки (какой?). Такие задания не только обогатят речь и пополнят активный словарь, но и научат вслушиваться в слова, замечать каждый звук, использовать слова-синонимы, упражняться в четком произнесении нужного звука.

Заниматься лучше перед зеркалом по 10-15 минут в день. Все задания выполняйте вместе с ребёнком, чтобы он видел правильное положение губ и языка. И последний совет: контролируйте то, как говорит ребёнок. Поправляйте произношение трудных звуков, ведь на первых порах ему самому очень трудно контролировать свою речь. Ваша доброжелательность и терпение помогут ребёнку преодолеть недостаток произношения.

Издательский дом «Карапуз» предлагает серию книг для постановки у детей наиболее трудных для произношения звуков: Язычок с-с-с-свистит», Язычок ш-ш-шипит», «Язычок р-р-рычит» и «Язычок л-л-лычит». Надеемся, что эта серия книг поможет сделать речь вашего
Куликовская Татьяна Анатольевна, логопед



АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА Л
Здравствуй! Я - Язычок. Я пришел к тебе в гости. Сегодня мы с тобой поучимся правильно произносить звук/7.

Садись перед зеркалом, слушай внимательно и старательно выполняй все задания.

Что надо сделать, чтобы получить звук Л?

Подними свой язычок к верхним зубкам и закрути его кончик наверх. Тебе стала видна нижняя сторона язычка. Слегка прикуси язычок, чтобы он не раскрутился. Правда, похоже на катушку? А теперь спой - потяни звук Л и, не прерывая пения, сделай «катушку», зажми ее зубками. Получится
Можно тянуть А и несколько раз прижимать «катушку» зубками. Получится
Когда у тебя будет хорошо получаться звук Л, будем произносить его в слогах, словах и предложениях.
Посмотри и назови картинки. Есть ли в этих словах звук Л?
ты его слышишь: в начале, середине или в конце слова?



НА ЗАРЯДКУ СТАНОВИСЬ!

Артикуляционная гимнастика
Чтобы научиться произносить трудные звуки, надо укрепить мышцы языка, щёк и губ. Сделаем для них гимнастику. Приготовились! Начали!
Упражнение «Катушка»

Сейчас поиграй со мной. Игра называется «катушка». Язычок поднимется к верхним зубкам и закрутит свой кончик наверх. Тебе видна нижняя сторона языка. А зубки прикусят язычок, чтобы язычок не раскрутился. Вот как он умеет!



Упражнение «Заборчик»

Первыми упражняются губки и зубки. Они делают «заборчик». Губки широко улыбаются и открывают все зубки. Верхние и нижние зубки сомкнуты. Теперь спрячь зубки и отдохни. Вновь сделай «заборчик». Повторяй это упражнение 5-6 раз подряд.



ПАЛЬЧИКИ ГУЛЯЮТ

Теперь попробуем произнести звук Л отдельно и в паре с гласными. Шагай пальчиками по слоговой дорожке, читай слоги, выделяя звук Л.



сильный, ловкий, УМЕЛЫЙ

Упражнения для язычка
Выполним основные упражнения для постановки звука
Упражнение «Качели»

Язычок высовывается наружу и то поднимается на верхнюю губку, то опускается на нижнюю. Сначала язычок делает это медленно, а затем все быстрее и быстрее. Ух! Захватывает дух! Ух! Повторяй это упражнение 3-4 раза.



Упражнение «Парус»

А еще язычок может стать «парусом». Ротик откроется широко, а язычок поднимется наверх и спрячет свой кончик за верхние зубки. Правда, язычок похож на парус? Ветер стих и «парус» спрятался. Отдохнём и снова его покажем. Раз-два! Раз-два!



ТР-Р-РБНИР-Р-РОВКА!

Во время «прогулки» старайся четко произносить звук






Отработка звука Л в слогах и отдельных словах

А теперь будем чётко произносить звук
лампа, ласточка, зола.

лужа, лунка, лук, пилу.

малыши, полынь, столы.

лодка, ложка, лоб, село.

АЛ-АЛ-АЛ-АЛ-АЛ-АЛ-АЛ - скалка, палка, вал, пенал.

- полдень, гол, укол, чехол

ущипнул, качнул, зевнул.

- пилка, жилка, Михаил.




Сел за стол голодный слон, Заказал себе бульон.

Принесли бульон в лоханке

И три белые буханки.
Делим булку пополам: Половину - голубям,

Половину - уткам, Крошечки - голубкам.
Если моль вы увидали

На любимой вашей шали, То, пожалуй, вашу шаль После моли станет жаль.
Клумба около клуба, Сделала клумбу Люба.




Положил Алёшка

Жёлуди в лукошко.

Жёлуди со шляпками

Для белочки с бельчатами.
Сделали чучело мы из соломы. Вымокло чучело около дома.

Шлёпали капли по жёлтой соломе. Сохло на вешалке чучело в доме. На вокзал пошел осёл

До вокзала не дошёл.

Встал Осёл на полпути: - Лучше мне домой пойти.
Зима была белым-бела. Платок из снега соткала.

А город спал, во сне зевнул, Платок на плечи натянул.







Под столом клубок лежал. Лапой кот клубок достал.
- Где ты был, лесной олень? - Бегал по лесу весь день. - Кого видел ты в лесу? - Белку, дятла и лису.
Я ловил на лавочке Мотыльков и бабочек. Всё ловил, ловил, ловил... Пожалел и отпустил.






На лужайке под луной Колокольчик голубой

Летней ночью сладко спал, Головой во сне качал.
Клоун публику смешил,

Он в больших калошах был. Клоуну в калошах

Хлопали в ладоши.
Мне неполных восемь лет. Я чиню велосипед.

Вот колёса, вот педали. Смазал маслом я детали.
Лось лоскут в лесу нашел,

И к лосихе лось пришёл: -

Сшей, лосиха, мне для лоска Галстук в желтую полоску.

по-л-л-лычим?
Отработка звука Л в словах и фразовой речи

А теперь будем чётко произносить звук
- Алла пол метлой мела.

- у Павлуши нет пилы.

- постучали по столу.

- в полку вставили стекло.

АЛ-АЛ-АЛ - стал Володе галстук мал.

- дятел ствол в лесу долбил. - положи платок на стол.

- по лужайке бегал мул. Рассмотри картинку. В каких словах тебе встретился звук Л? Сочини историю под названием «Однажды на поляне...».



ПОВТОРЯЕМ
Отработка звука Л во фразовой речи

А теперь будем чётко произносить звук Л в словах. Повторяй за мной.
Клава вышивала гладью одеяло.

Каша - в ложке, плюшка - в плошке.

Алфавит козёл учил, половину букв забыл.

Лена леечку взяла. Ландыш Лена полила.
Взял я папину пилу. Палку я пилой пилю.

Луша в школу не ходила, полгодочка Луше было.
Для салата Михаил чистил и слёзы Рассмотри картинку. Назови слова со звуком Л, отвечающие на вопрос «что?», «какой?» и на вопрос «что делает?».



ЛАБИРИНТ
Отработка звука Л в словах и фразовой речи
«Пробеги» пальчиками по лабиринту. На каждый шаг называй нарисованный предмет и выделяй голосом звукЛ.




Автоматизация звука Л во фразовой речи
Светит ночью нам она. Это желтая У мишутки косолапы Были все четыре В огород пришли ребята, Будет им нужна В дождь гулять ничуть не хуже, Если есть большие... Снег идет, зима все ближе. Покупай коньки и


ПРИДУМАЕМ

Автоматизация звука Л во фразовой речи



Будет много слез и мук, Если резать горький Стали елки до небес. Вырос так еловый Вкус имеет кислый он. Откусили мы Показал огромный зев На арене цирка Время года знаем это.
За весной приходит



перейти в каталог файлов


связь с админом