Главная страница
qrcode

10-й класс - 1-й тур 2014 (итог). Задания первого тура регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2014 г


НазваниеЗадания первого тура регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2014 г
Анкор10-й класс - 1-й тур 2014 (итог).pdf
Дата05.02.2017
Формат файлаpdf
Имя файла10-y_klass_-_1-y_tur_2014_itog.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#35092
Каталогid43059420

С этим файлом связано 9 файл(ов). Среди них: 10-y_klass_-_1-y_tur_2014_itog.pdf, Klyuchi_1_tur_10-11_kl.pdf, voyna1812.pdf, Vladimirova_express_repetitor.pdf, writing.docx, 1tur_10-11_kl_Itog.pdf, Olimpiada_Vernadskogo_Zadania.pdf, istoricheskie_portrety.doc, V_V_Kirillov_Otechestvennaya_istoria_v_skhemakh_i.pdf, istoricheskoe_sochinenie_S6.pdf.
Показать все связанные файлы

Задания первого тура регионального этапа
Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2014 г.
10 класс
1. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «да»,
если не согласны — «нет». Внесите свои ответы в таблицу.
1.1. Народ России через референдум не может внести поправки в Конститу- цию Российской Федерации.
1.2. Карл Маркс дал объяснение взаимосвязи таких политических явлений, как всеобщее избирательное право и бонапартизм.
1.3. К компетенции Генерального прокурора Российской Федерации отнесена поддержка государственного обвинения в деле об отрешения Президента
Российской Федерации от должности.
1.4. Брак с лицом ниже по статусу является случаем вертикальной мобильности.
1.5. Политика в демократических обществах носит исключительно публич- ный характер.
1.6. Престиж — это оценка обществом социальных качеств человека, его значимости в обществе.
1.7. Воспитание всегда ограничивает и подавляет индивидуальность человека.
1.8. Существование естественной монополии обусловлено экономией на масштабе производства.
1.9. Ценой заёмных средств является уровень цен в экономике
1.10. Практика, являясь одним из критериев истины, тем не менее, способ- ствует формированию многочисленных заблуждений.
Ответы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
2. Внимательно рассмотрите представленные ниже изображения и про-
читайте предложенные тезисы. Выполните задания.
А.
Б
В

Первый тур регионального этапа
Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2014 г.
10 КЛАСС
2
Перед вами три различных сооружения. Но по сути они все являются одним и тем же архитектурным элементом.
2.1. Каким?
2.2. Назовите тип каждого из этих сооружений.
2.3. Какую символическую нагрузку несет этот элемент. Свой ответ
обоснуйте.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3. Решите задачи:
3.1. Юридическая задача «Квартирная хозяйка».
Тамара сдала квартиру, собственницей которой она является, Дмитрию, установив арендную плату в размере 20.000 рублей в месяц. Через полгода
Тамара узнала, что в течение двух месяцев в квартире проживал еще и прия- тель Дмитрия Вадим. Арендную плату Дмитрий и Вадим делили пополам.
Тамара потребовала от Дмитрия уплатить сверх арендной платы еще 20.000 рублей, которые он, по ее мнению, получил в качестве дохода от субаренды квартиры за 2 месяца. Дмитрий платить отказался.
Укажите, кто прав. Ответ обоснуйте.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3.2. Экономическая задача. «Инвестор».
Инвестор приобрел обыкновенную акцию за 80 рублей и через год продал ее за 120 рублей. За это время он получил дивиденды по этой акции в размере
20 рублей.
Найдите доходность этой операции в процентах (приведите решение).
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

Первый тур регионального этапа
Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2014 г.
10 КЛАСС
3
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3.3. Логическая задача. «Рыбаки».
В харчевне «Три пескаря» встретились четыре рыбака и стали хвастаться своими трофеями. Оказалось, что один из них поймал крупного налима, дру- гой — огромную щуку, третий — гигантского сома, а четвертый — обычного карася. Фамилии этих рыбаков были: Налимов, Щукин, Сомов и Карасев. Из- вестно, что (1) никто из них по принципиальным соображениям никогда не ловит и не употребляет в пищу рыбу, название которой совпадает с его фа- милией; (2) щуку поймал не Карасев и (3) тот, кто поймал сома, носил фами- лию, совпадающую с названием рыбы, выловленной Карасевым.
3.3.1. Определите, кто какую рыбу поймал. Обоснуйте свой ответ.
3.3.2. Назовите тип первобытных верований, для которого может быть
характерен пищевой запрет, описанный в условии (1).
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4. Перед вами отрывки из сочинений авторов различных политических
теорий. Соотнесите тексты с авторами, названиями их произведений и
портретами.
Авторы: Томас Гоббс, Морис Дюверже, Никколо Макиавелли, Тол- котт Парсонс, Жан-Жак Руссо, Фридрих Энгельс.

Первый тур регионального этапа
Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2014 г.
10 КЛАСС
4
Портреты:
I.
II.
III.
IV.
V.
VI.
Названия произведений:
1.
«Система современных обществ».
2.
«Государь».
3.
«Развитие социализма от утопии к науке».
4.
«Политические партии».
5.
«Об общественном договоре».
6.
«Левиафан».
Отрывки из произведений:
A. ...Мы аналитически делим общество на четыре основные подсисте- мы. Так, подсистема сохранения и воспроизводства образца преимуществен- но касается отношений общества с культурной системой и через нее с выс- шей реальностью; целедостиженческая, или политическая, подсистема — от- ношений с личностными системами индивидов; адаптивная, или экономиче- ская, подсистема — отношений с поведенческим организмом и через него с материальным миром. [...]
...Политика включает не только основные функции правительства в его отношениях с социетальным сообществом, но и соответствующие аспекты

Первый тур регионального этапа
Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2014 г.
10 КЛАСС
5 любого коллектива. Мы рассматриваем какое-то явление как политическое в той мере, в какой оно связано с организацией и мобилизацией ресурсов для достижения каким-либо коллективом его целей. Политические аспекты дея- тельности существуют у деловых компаний, университетов, церквей. В раз- витии современных обществ, однако, государство все более дифференциру- ется от социетального сообщества как специализированный орган общества, составляющий ядро его политической подсистемы.
B. ...Для установления общей власти необходимо, чтобы люди назна- чили одного человека или собрание людей, которые явились бы их предста- вителями; чтобы каждый человек считал себя доверителем в отношении все- го, что носитель общего лица будет делать сам или заставит делать других в целях сохранения общего мира и безопасности, и признал себя ответствен- ным за это; чтобы каждый подчинил свою волю и суждение воле и суждению носителя общего лица. Это больше чем согласие или единодушие. Это реаль- ное единство, воплощенное в одном лице посредством соглашения, заклю- ченного каждым человеком с каждым другим таким образом, как если бы каждый человек сказал другому: я уполномочиваю этого человека или это собрание лиц и передаю ему мое право управлять собой при том условии, что ты таким же образом передашь ему свое право и санкционируешь все его действия. Если это совершилось, то множество людей, объединенное таким образом в одном лице, называется государством, по-латыни — civitas.
C. Современный социализм по своему содержанию является прежде всего результатом наблюдения, с одной стороны, господствующих в совре- менном обществе классовых противоположностей между имущими и не- имущими, наёмными рабочими и буржуа, а с другой — царящей в производ- стве анархии. Но по своей теоретической форме он выступает сначала только как дальнейшее и как бы более последовательное развитие принципов, вы- двинутых великими французскими просветителями XVIII века. Как всякая новая теория, социализм должен был исходить прежде всего из накопленного до него идейного материала, хотя его корни лежали глубоко в материальных экономических фактах.
D. Суверенитет не может быть представляем по той же причине, по ко- торой он не может быть отчуждаем. Он заключается, в сущности, в общей воле, а воля никак не может быть представляема; или это она, или это другая воля, среднего не бывает. Депутаты народа, следовательно, не являются не

Первый тур регионального этапа
Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2014 г.
10 КЛАСС
6 могут являться его представителями; они лишь его уполномоченные; они ни- чего не могут постановлять окончательно. Всякий закон, если народ не утвердил его непосредственно сам, недействителен; это вообще не закон. Ан- глийский народ считает себя свободным: он жестоко ошибается. Он свободен только во время выборов членов Парламента: как только они избраны — он раб, он ничто. Судя по тому применению, которые он дает своей свободе в краткие мгновения обладания ею, он вполне заслуживает того, чтобы он ее лишился.
E. Традиция двухпартийности в Америке и Англии — важный фактор их современной мощи. Но остается еще понять, почему же она укоренилась здесь столь прочно: иначе проблема лишь отодвигается во времени. Только конкретные исследования каждой отдельной страны могут определить исто- ки установившегося в ней дуализма партий. Роль национального фактора, ра- зумеется, весьма значительна, но не следует в его пользу преуменьшать, как это часто делается, влияние одного общего фактора технического порядка, а именно — избирательной системы. Это влияние можно выразить в следую- щей формуле: мажоритарное голосование в один тур ведет к дуализму пар- тий. Из всех схем, которые приводились для объяснения данного явления, эта последняя, несомненно, наиболее близка к настоящему социологическому закону.
F. ...Государю нет необходимости обладать всеми [...] добродетелями, но есть прямая необходимость выглядеть обладающим ими. Дерзну приба- вить, что обладать [...] добродетелями и неуклонно им следовать вредно, то- гда как выглядеть обладающим ими — полезно. Иначе говоря, надо являться в глазах людей сострадательным, верным слову, милостивым, искренним, благочестивым — и быть таковым в самом деле, но внутренне надо сохра- нить готовность проявить и противоположные качества, если это окажется необходимо. Следует понимать, что государь, особенно новый, не может ис- полнять все то, за что людей почитают хорошими, так как ради сохранения государства он часто бывает вынужден идти против своего слова, против ми- лосердия, доброты и благочестия. Поэтому в душе он всегда должен быть го- тов к тому, чтобы переменить направление, если события примут другой оборот или в другую сторону задует ветер фортуны, то есть, как было сказа- но, по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла.

Первый тур регионального этапа
Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2014 г.
10 КЛАСС
7
Авторы
Портреты
Названия
Отрывки
5. Ниже приведены высказывания известных мыслителей прошлого, ка-
сающиеся одного и того же понятия (в тексте оно обозначено как […];
возможны вариации изменяемых частей данного слова). Определите
пропущенное понятие. Высказывание какого из указанных философов
вам кажется наиболее важным и интересным? Свой ответ обоснуйте (2–
3 предложения).
«[…]-юдарована привилегия говорить правду, никого не оскорбляя»
(Эразм Роттердамский).
«Я предпочел бы […] наслаждению» (Антисфен Афинский).
«[…] — это всегда смысл, разбитый вдребезги» (Мишель Фуко).
«[…] бессильно, поскольку хранит остатки разума» (Жорж Батай).
«Не бывало великого ума без примеси […]-я» (Сенека).
5.1. Что это за понятие?
5.2. Высказывание какого из указанных мыслителей вам кажется
наиболее важным и интересным? Обоснуйте свой ответ (2–
3 предложения).
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
6. Проанализируйте высказывание:

Первый тур регионального этапа
Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2014 г.
10 КЛАСС
8
Президент заявил, что он и слышать не хочет об отказе от прекращения оспа- ривания запрета на отмену моратория на испытания химического оружия.
6.1. Означает ли это, что он допускает проведение таких испытаний?
Обоснуйте свой ответ.
6.2.Раскройте смысл понятия «мораторий».
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
7. Ознакомьтесь с представленным текстом и выполните предложенные
задания.
«Обычно мы употребляем слово народонаселение (более упрощенно — население) для обозначения совокупности людей, проживающих в границах определенного политического объединения. Например, мы говорим о насе- лении стран. Тогда для обозначения этой совокупности можно использовать понятие ХХХХХХ. Также можно говорить о населении штата, округа и горо- да. Термин «население» может относиться к людям, живущим в определен- ной географической или экономической зоне (например, на Юге Америки, в
Азии или Восточной Европе). Или мы иногда употребляем это слово для обо- значения определенного экономического района (например, население Боль- шого Нью-Йорка, включающего части Нью-Йорка, Нью-Джерси и Коннекти- кут)...
Группируя людей в соответствии с местом жительства, бюро переписи населения имеет возможность учитывать перемещение населения в цен- тральные крупные города и прилегающие к ним районы. Большое число бе- лых американцев выехало из центральных городов в 50–60-е годы, хотя их массовый исход несколько замедлился в 70-е годы. Переселение афроамери- канцев в пригороды было незначительным, — они стремились в центральные города.
Уровень фертильности обозначает число детей, которых женщина ро- жает в течение всех своей жизни. Этот термин не следует путать со способ-

Первый тур регионального этапа
Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2014 г.
10 КЛАСС
9 ностью к деторождению, т.е. максимальным числом детей, которых женщина способна родить...
На общий уровень фертильности населения воздействуют различные социальные и экономические факторы... Изменение уровня фертильности и количества рождений отражено на схеме 18–6.
Мы не знаем все причины снижения рождаемости населения, но неко- торые их них вполне понятны. Урбанизация и введение законов, регулирую- щих детский труд, привели к тому, что дети представляют меньшую цен- ность для горожан, чем для сельских жителей. В странах с высокими дохода- ми на душу населения обычно наблюдается более низкий уровень рождаемо- сти населения, чем там, где сравнительно низкие доходы. Так как высокие доходы людей связаны с развитием промышленности, это подтверждает, что люди склонны иметь меньше детей, потому что не могут устроить их на ра- боту. В большинстве стран рождаемость населения выше в сельской местно- сти, чем в городах. На ферме каждый ребенок — это не только еще один едок, но и руки, пригодные для работы. Кроме того, в некоторых обществах родители могут надеяться, что дети будут заботиться о них в старости...

Первый тур регионального этапа
Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2014 г.
10 КЛАСС
10
Рождаемость связана и с другими факторами. Как правило, люди, чей статус высок, склонны иметь меньше детей, чем люди с низким статусом, хо- тя за последние десятилетия это различие стало менее заметным. То же самое относится и к образованию. Высокообразованные женщины обычно имеют меньше детей, чем те, у кого уровень образования ниже, хотя этот разрыв также сокращается. Религия и раса, вероятно, тоже воздействуют на фер- тильность. По-видимому, YYYYYY, образование, религия и раса находятся в таком сложном взаимодействии, что нельзя на основе какого-то одного фак- тора объяснить различия в уровне воспроизводства»
(Смелзер Н. Социология. М., 1998. С. 553–561.)
Проанализируйте фрагмент текста и ответьте на вопросы.
7.1. Как называется раздел социологии, изучающий народонаселение? Какие характеристики народонаселения при этом изучаются?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
7.2. Какое понятие в тексте следует указать вместо ХХХХХХ? (Примечание: количество знаков «Х» условное, оно не соответствует количеству букв в ис- комом понятии.)
__________________________________________________________________
7.3. Автор текста указывает на процессы перемещения населения в централь- ные крупные города и прилегающие к ним районы, пригороды, выезд в дру- гие населенные пункты. Как называются все эти процессы в социологии?
__________________________________________________________________
7.4. Сформулируйте выводы о соотношении показателей уровня фертильно- сти и количества рождений и обобщенных тенденциях их изменения в США в 1920–1990 гг. на протяжении всего периода.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

Первый тур регионального этапа
Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2014 г.
10 КЛАСС
11
__________________________________________________________________
7.5. В тексте описана ситуация, когда «дети представляют меньшую ценность для горожан, чем для сельских жителей». Назовите на основе содержания этого абзаца текста три социальных института, влияние которых обусловли- вает данную ситуацию.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
7.6. Понятие YYYYYY характеризуют главную характеристику высокого или низкого социального статуса, на который автор указывает как один из факторов, влияющих на рождаемость и фертильность, обобщая сказанное выше в этом абзаце. Назовите этот фактор. (Примечание: количество знаков
«Y» условное, оно не соответствует количеству букв в искомом понятии.)
__________________________________________________________________

перейти в каталог файлов


связь с админом