Главная страница
qrcode

Валютный контроль в таможенных органах. Закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля на территории рф, полномочия органов валютного регулирования, а также права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения,


НазваниеЗакон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля на территории рф, полномочия органов валютного регулирования, а также права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения,
Дата12.07.2020
Размер95.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаВалютный контроль в таможенных органах.doc
ТипЗакон
#159385
Каталог


Содержание

Введение 3
Валютный контроль, осуществляемый таможенными органами как средство реализации валютной политики государства 4
  • Цели и задачи валютного контроля в таможне 7
  • Контроль за валютой как форма таможенного контроля: его особенности и виды в 2019 9
    Заключение 13

    Список литературы 14

    Введение
    Валютный контроль представляет собой разновидность финансового контроля, эффективность проведения которого способствует экономическому развитию страны. Его задача - обеспечение соблюдения валютного законодательства.

    На территории РФ валютное регулирование и валютный контроль осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О валютном регулировании и валютном контроле».

    Закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля на территории РФ, полномочия органов валютного регулирования, а также права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

    В Законе преобладают нормы, однозначно определяющие порядок осуществления тех или иных действий, конкретные права и обязанности лиц, их совершающих, правила об ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение юридических обязанностей. Возможность выбора вариантов правомерных действий для участников соответствующих правоотношений сведена к минимуму – диспозитивные правовые нормы в Законе используются редко.

    Законом регламентируется право физических и юридических лиц открывать счета в зарубежных банках в государствах-членах ОЭСР или ФАТФ в уведомительном порядке;

    На территории РФ, таможенные органы являются агентами валютного контроля (часть 3 ст. 22 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»), и осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через границу, в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле ст. 94 ТК ТС. Валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров через границу, заключается в проверке таможенными органами соблюдения сроков перечисления валютной выручки на счета в уполномоченные банки, подписавшие паспорта сделки по соответствующим внешнеторговым контрактам.
    Валютный контроль, осуществляемый таможенными органами как средство реализации валютной политики государства

    Валютная политика — это деятельность государства, направленная на реализацию его интересов в валютной сфере национальной экономики, главным из которых является обеспечение стабильного функционирования этой сферы.

    Интересы государства в валютной сфере экономики страны обуславливают цели его валютной политики.

    Определить цели валютной политики — это значит не только их формирование, но и установить между ними субординацию, учитывая их значение для развития экономики страны в целом.

    Цели валютной политики различаются на долгосрочные (например, укрепление экономической безопасности страны, обеспечение конкурентоспособности национального экспорта, обеспечение доходов государственного бюджета и др.) и текущие (неразрывно связаны с главной составляющей — политикой валютного курса, основной задачей которой является последовательное сокращение прямого вмешательства Банка России в курсообразование).

    Реализация долгосрочных целей валютной политики существенным образом сказывается на развитии экономики страны, особенно ее внешнеэкономической сферы, на эффективности ее функционирования. Для реализации целей валютной политики государство применяет соответствующее средство. В качестве такого средства выступает валютное регулирование и валютный контроль.

    Необходимость валютного регулирования обусловлена, прежде всего, данным обстоятельством.

    Итак, валютное регулирование — представляет собой адекватный рыночным отношениям способ воздействия государства на валютную сферу, которое направлено на реализацию целей его валютной политики.

    И. В. Хаменушко дает такое определение: «валютное регулирование — правовой режим, когда участники валютных отношений вправе совершать валютные операции с соблюдением валютных ограничений и под контролем государства».

    Оказывая регулирующее воздействие на валютную сферу, государство, преследует те же цели, что и при проведении валютной политики. Эти цели конкретизируются в задачах, решаемых посредством валютного регулирования. Они состоят в следующем:

    — установление режима валютного курса и поддержание его стабильности;

    — обеспечение желательного режима присутствия страны на мировом валютном рынке;

    — регламентирование проведения международных расчетов;

    — определение порядка проведения операций с валютными ценностями;

    — установление правил перемещения валютных ценностей за пределы государства ил на его территории из-за рубежа;

    — определение режима осуществления иностранных инвестиций.

    Валютное регулирование осуществляется на трех уровнях, каждый из которых имеет свои особенности:

    Национальный уровень в этой иерархии является исходным. На нем валютное регулирование осуществляется государством на основе национального законодательства.

    Национальная форма валютного регулирования отражает особенности экономики страны и накладывает отпечаток на ее участие в валютных отношениях международного уровня.

    Межгосударственное регулирование представляет собой рамочный механизм, действие которого основано на международном праве и направлено на создание благоприятных условий для обмена товарами, услугами, движения капитала между странами в целях поддержания в них устойчивого экономического роста.

    Валютное регулирование на региональном уровне распространяется на отдельные группы стран. Его механизм складывается и действует под влиянием ведущей валюты региона. Поэтому региональный уровень валютного регулирования представлен в валютных зонах. В Европе сложилась зона евро, в Америке — доллар США, в Азии — японские йены.

    Таким образом, валютное регулирование представляет собой важнейший инструмент осуществления валютной политики государства, систему определенных воздействий государства на валютную сферу, обеспечивающих ее стабильное функционирование как необходимое условие поступательного развития экономики страны.

    Несмотря на то, что валютный контроль является одним из элементов единого механизма валютного регулирования, он обладает специфическими нормативно-информационными основами, особой субъективной стороной, собственным сложным содержанием, механизмом действия, особым путем становления как системы.

    Валютный контроль как инструмент прямого метода валютного регулирования обеспечивает действие валютных ограничений с помощью органов валютного контроля. Особое место в составе органов валютного контроля занимают таможенные органы.

    На уровне Центрального аппарата ФТС России осуществлением валютного контроля занимается Управление торговых ограничений, экспортного и валютного контроля. Оно обеспечивает формирование и совершенствование ведомственной составляющей нормативной базы валютного контроля, представляет интересы ФТС России в государственных и иных органах при рассмотрении вопросов валютного контроля, входящих в компетенцию таможенной службы, осуществляет общее методическое руководство и координацию деятельности таможенных органов, связанной с валютным контролем, контролирует выполнение нижестоящими таможенными органами своих функций, организует информационный обмен, в том числе межведомственный.

    Полномочия уполномоченных подразделений таможенных органов выстраиваются согласно присущей иерархической системе и могут состоять как в организации проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства и законодательства РФ, так и в анализе результатов проведения проверок, координации и контроля деятельности подчиненных таможенных органов и пр. При этом значительный объем работы по осуществлению валютного контроля приходится на таможни (подразделения валютного контроля).

    Таможенные посты — это низший уровень организации таможенной системы РФ — участвуют в осуществлении валютного контроля в ходе выполнения их должностными лицами своих основных функций по совершению таможенных операций и таможенному контролю товаров и транспортных средств при пересечении ими таможенной границы.

    Итак, таможенные органы осуществляют валютный контроль на системной основе, посредством четкого распределения компетенции по различным уровням своей организации, обеспечивая тем самым в полной мере свои функции.

    Таким образом, залогом успешности валютной политики будет соблюдение валютного законодательства, а в частности совершенствование валютного контроля. Говоря о перспективах валютного контроля, необходимо выделить два направления. Во-первых, необходимо улучшать инвестиционный климат в стране и создавать более благоприятные условия для привлечения капитала в Российскую Федерацию. Во-вторых, необходимо ужесточить государственный контроль за всеми валютными операциями. В целом следует отметить, что валютная политика может и должна применяться в комплексе с валютным регулированием и валютным контролем. Только так возможно добиться положительного результата в поставленных целях страны.

      Цели и задачи валютного контроля в таможне

      Цели валютного контроля (далее ВК) для таможенных органов поставлены в законе «О таможенном регулировании» от 27.11.2010 № 311-ФЗ. По данному ФЗ целями являются:
      обеспечение выполнения РФ международной правовой и договорной базы в сфере таможенного дела;
    1. обеспечение экономической безопасности РФ;
    2. обеспечение прав и интересов лиц в деятельности, связанной с перемещением через границу РФ товаров.
      Эти цели во многих аспектах тесно переплетаются с валютными правоотношениями, которые регулируются соответствующим законодательством РФ.



      В плане именно ВК сами таможенники определяют основную свою цель как противодействие нелегальным схемам вывода валют и валютных ценностей из РФ.

      К достижению данной цели ФТС ведет решение таких задач:
      контроль за валютными расчетами при экспортно-импортных сделках;
    3. контроль за товарами, перемещаемыми через границу при бартере;
    4. контроль за движением через границу РФ валютных ценностей и наличных валют.
      Остановимся на этих задачах подробнее.

      при экспорте — обязательства по расчетному обслуживанию сделки и по контролю за полным и своевременным поступлением валютных средств на счета экспортера;
    5. при импорте — обязательства по расчетному обслуживанию и по контролю за полными и своевременными расчетами импортера с зарубежными контрагентами
      Орган ФТС, принимая к оформлению пересекающий границу товар, требует заверенную копию паспорта сделки. При этом:
      При экспорте — выполняет обязательную проверку соответствия сведений в паспорте, контракте и грузовой таможенной декларации. Если заверенная копия паспорта не представлена или же имеются нестыковки с остальной документацией — таможенный выпуск разрешен не будет.
    6. При импорте — орган ФТС также производит сверку данных документов на товар и паспорта. Если копия паспорта по каким-либо причинам не представлена — импортный товар задерживается на таможне до решения вопроса с паспортизацией.


      Если при проводимой проверке на таможне выявлены факты, которые могут указывать на попытку резидента обойти валютное законодательство, то таможня оперативно передает информацию об этом в Банк России и в правоохранительные органы для принятия соответствующих мер.

      Со своей стороны, уполномоченные банки обмениваются с органами ФТС информацией о движении денежных средств по счетам сторон международного контракта.

      Нарушение обязанности резидентов по репатриации (реинвестированию) валютной выручки в РФ.


        Контроль за валютой как форма таможенного контроля: его особенности и виды в 2019

        В России валютные операции находятся под контролем государства. Это касается и российской валюты, и иностранной. Такой контроль осуществляют Центробанк, налоговая и таможенная службы, каждая в своих пределах.

        Всю важную правовую информацию о контроле таможни за валютой можно почерпнуть из следующих нормативных актов:
        Таможенный кодекс ЕАЭС, который определяет базовые правила таможенного контроля и порядок его осуществления;
      1. федеральный закон, регулирующий сферу таможенных отношений в России (и вопросы валютного контроля тоже);
      2. еще один российский федеральный закон о валютном контроле и регулировании;
      3. российский кодекс об административных правонарушениях, закрепляющий 
      4. Уголовный кодекс, который предусматривает 
      5. указ Президента о наделении таможенной службы функциями органа контроля за валютой;
      6. положение о таможенной службе России, практически «устав» ФТС, с функциями и полномочиями (и про контроль над валютой там тоже сказано);
      7. ведомственные документы, изданные самой ФТС (например, методические рекомендации о квалификации административных правонарушений по статье 15.25 КоАП).
        В перечисленных актах урегулированы ключевые вопросы по данной теме.

        Его суть и особенности в 2019



        Для начала разберемся с основными понятиями. В валютном законодательстве широко используются термины «резидент» и «нерезидент». Первые это все граждане России, ее 
        А к валютным операциям, которые подлежат контролю, относятся 
        Естественно, таможня в силу своей специфики способна контролировать:
        ввоз и вывоз резидентами и нерезидентами самой валюты (банкнот, монет) через границу России;
      8. сделки, на основании которых товар ввозится или вывозится из страны;
      9. Виды
        На практике органы таможни применяют следующие виды контроля за валютой:
        .
         При ввозе-вывозе имущества оно обязательно декларируется. В некоторых случаях вместо декларации допускается подать в таможню перевозочные документы на груз. Сотрудники таможни проверяют 
      10. . Недобросовестные участники внешнеэкономических сделок могут попытаться «обойти» правило репатриации, занизив или завысив цену имущества в договоре. На таможне эту цену проверяют, даже могут провести экспертизу стоимости.
      11.  Для них в отношении валюты есть правило: если общая сумма меньше 10 тыс. долларов США, декларировать деньги не надо. В противном случае декларация обязательно подается. Как проверяется, есть ли у человека с собой деньги? Таможенники имеют право вскрыть и осмотреть багаж и даже досмотреть самого человека. Понятно, что при обнаружении незадекларированной крупной суммы денег к нему возникнут вопросы. А результатом в лучшем случае станет привлечение к административной ответственности.
        Как проходит контроль за валютой в 2019

        Процедура


        Процедура контроля зависит от того, что именно будет проверяться. Процесс проверки таможенных документов детально расписан кодексом:
        Объектом такой проверки будут декларация, другие документы на товар или подтверждающих бумаг, а также заявленных в них фактических сведений.
      12. Субъектный состав: органы таможни и декларант (или правообладатель имущества).
      13. Если в процессе проверки понадобятся дополнительные бумаги (бухгалтерские, коммерческие, разного рода сертификаты), проверяющий запросит их с декларанта. Но для этого запроса нужны основания, например, в декларации не хватает данных или есть признаки их недостоверности.
      14. Если товар еще не был выпущен с таможни, подать запрошенные документы нужно за 4 часа или в некоторых случаях за 1 час до конца рабочего дня. Иначе в выпуске откажут.
      15. Если запрошенные бумаги повлияют на размер таможенных пошлин, то груз могут выпустить после выплаты обеспечения. Окончательный 
      16. Вместе с запрошенными документами можно подать и дополнительные по своей инициативе. Если документов по запросу вообще нет, нужно написать хотя бы объяснение.
      17. В ходе проверки работники таможни могут провести экспертизу документов.
      18. Всего на проверку у таможенников есть 30 дней.
      19. Если в результате проверки достоверность декларации и других документов подтвердилась, товар выпускают и разрешают вернуть обеспечение, если оно было. В противном случае в декларацию придется вносить изменения и дополнения.
        Проверка таможенной стоимости
        Для проверки таможенной стоимости характерны такие особенности:
        В декларации и других документах сотрудников таможни будут интересовать стоимость товара и правильность ее исчисления (какой метод использовался при вычислении).
      20. С декларанта могут запросить письменные пояснения о том, как он считал стоимость имущества для декларации, а также прайс-листы производителя товара или продавца, сведения о качестве товара, его репутации и влиянии ее на цену, бухгалтерские бумаги и другие. Но запрос должен быть обоснованным!
      21. Если запрошенных бумаг просто не существует или сторона по сделке отказалась их дать, об этом следует письменно уведомить таможню.
      22. Если признаков недостоверности цены не найдено или декларант внес изменения в декларацию по требованию таможенников, проверка считается успешно пройденной.
        Что касается 

        Защита прав и правовые последствия


        За нарушение законов о валютном регулировании виновника могут привлечь к административной ответственности в виде штрафа (статья 15.25 КоАП). Для отчаянных нарушителей, повторяющих свой «подвиг» не впервые, предусмотрена дисквалификация (запретят вести деятельность на 6 месяцев или 3 года). Если же были нарушены правила репатриации на крупную сумму, это обернется уже уголовным преследованием.

        Конечно, 
        Валютное законодательство довольно сложное, поэтому можно допустить нарушения даже без злого умысла, просто по незнанию. От ответственности это не освободит, но на снисхождение рассчитывать можно. Но лучше, планируя сделку или отправляясь в путешествие с наличными деньгами, почитать законы или, хотя бы нашу статью.
        Заключение
        Главный принцип, лежащий в основе таможенного нормативно-правовой базы валютного валютного контроля – это валютного строгое таможенного соответствие таможенного нормативных актов более таможенного низкого валютного уровня иерархии органов нормативным актам более таможенного высокого валютного уровня. Соблюдение таможенного данного валютного принципа контроля является непременным условием действенности органов нормативной базы валютного валютного регулирования, а контроля значит и органов эффективного валютного функционирования системы валютного валютного контроля.

        В системе таможенного валютного валютного регулирования и органов валютного контроля таможенные органы РФ также имеют очень важное значение.

        Компетенция таможенных органов при органов осуществлении органов валютного контроля определена в статье таможенного 12 пункта 10 Федерального Закона №311 «О валютного таможенном регулировании в Российской Федерации». Таможенные органы наделены статусом агента контроля валютного контроля.


        Список литературы

        Указ Президента РФ от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» // Компьютерная справочная правовая система КонсультантПлюс
      23. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «О валютном регулировании и валютном контроле» // Компьютерная справочная правовая система КонсультантПлюс.
      24. Постановление Правительства РФ от 13.04.2016 № 300 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Компьютерная справочная правовая система КонсультантПлюс.
      25. «Соглашение о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы» (Заключено в г. Москве 21.01.2010 № 01-69/1, № ММ-27-2/1) (ред. от 05.09.2016) // Компьютерная справочная правовая система КонсультантПлюс.
      26. Молодой учёный //Международный научный журнал. - № 10.1 (114.1) / 2016. СПЕЦВЫПУСК - Государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Российская таможенная академия». Факультет таможенного дела. Сборник статей по итогам работы студенческого научного кружка кафедры таможенных операций и таможенного контроля
      27. Селюков, М. В. О роли таможенного контроля в реализации таможенной политики государства / М. В. Селюков, С. Выпирайлова // Наука и образование в 21 веке: сборник научных трудов по материалам Международной заочной научно-практической конференции 31.10.2014 г.: Часть 13. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юкон», 2014. с. 144–145.

      28. перейти в каталог файлов


  • связь с админом