Главная страница
qrcode

Законов власти


НазваниеЗаконов власти
Дата10.11.2019
Размер2.55 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла48 законов власти (2).pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипЗакон
#158079
страница6 из 57
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   57
Толкование
Когда Маргарета Зелле прибыла в Париж в 1904 году, в ее кармане лежало полфранка. Она была одной из тысяч миловидных девушек,
стекавшихся в Париж каждый год, чтобы найти работу натурщиц,
танцовщиц в ночном клубе или статисток в «Фоли Бержер». Через несколько лет, когда их неизбежно заменяли более юные девушки, им оставалось оканчивать дни на панели или возвращаться домой постаревшими и раскаявшимися.
Зелле имела более высокие амбиции. Она не умела танцевать и никогда не работала в театре, но в детстве путешествовала с семьей, и ей приходилось видеть танцы жителей Явы и Суматры. Зелле прекрасно понимала, что в ее плане важны были не сами по себе танцы, не лицо или фигура, а то, удастся ли ей окутать себя ореолом тайны. Тайна, которую она создала, заключалась не в ее танце, костюмах, не в историях, ею рассказанных, не в бесконечной лжи о ее происхождении: эта тайна заключалась в атмосфере, окружавшей Мату Хари и все ее поступки. О ней ничего не было известно наверняка. Она постоянно менялась, удивляя своих почитателей новыми нарядами, новыми танцами, новыми рассказами. Эта таинственность притягивала публику, та жаждала узнать больше, ожидая следующего хода. Мата Хари была не красивее, чем большинство приезжа​ющих в Париж девушек, она не так уж хорошо танцевала. Ее загадка выделяла ее из массы, привлекала и удерживала внимание зрителей, давала ей славу и богатство. Люди без ума от тайн.
Постоянно требуя усилий для разгадывания, тайны никогда не надоедают.
Загадочное не удается схватить. А то, что нельзя измерить и употребить,
порождает власть.
Ключи к власти
В древности мир был наполнен ужасным и непознаваемым — болезни,
катастрофы, капризные деспоты, тайна смерти. То, что не удавалось понять, люди переосмысливали в мифах. Спустя века, однако, с помощью науки и здравого смысла удалось осветить мрак. То, что прежде было загадочным и запретным, теперь стало понятным и привычным. Но за это пришлось платить: в мире, ныне банальном, лишенном загадок и мифов,
мы втайне мечтаем о непознаваемом, о людях или вещах, которые невозможно до конца объяснить, измерить, использовать.
Это власть таинственного: оно побуждает строить всё новые загадки,
тревожит воображение, заставляет нас верить, что за ним скрывается нечто волшебное. Мир стал таким обыденным, а его обитатели столь предсказуемы! Поэтому, если окутать что-либо покровом тайны, это почти наверняка попадет в центр освещенного прожектором круга и заставит нас разглядывать его.
Не воображайте, что для того, чтобы создать атмосферу таинственности, нужно быть величественным и внушать обожание. Тайна утонченная и трудноотличимая, сплетающаяся из событий вашей повседневной жизни, поражает и привлекает гораздо сильнее. Помните:
большинство людей открыты, их можно читать как книгу, они мало заботятся о контроле над своими словами и обликом, они безнадежно предсказуемы. Будьте на заднем плане, меньше говорите, порой вставляя двусмысленные фразы, обдуманно кажитесь непоследовательным,
позволяйте себе еле уловимые странности — и вокруг вас появится ореол таинственности. Окружающие затем усилят этот ореол, постоянно пытаясь трактовать вас.
Как художники, так и мошенники понимают: для того чтобы привлекать интерес, необходима таинственность. Граф Виктор Люстиг,
аристократ среди жуликов, блестяще овладел этой игрой. Он всегда совершал необычные поступ​ки, порой они казались лишенными смысла.
Он подъезжал к фешенебельным отелям в лимузине с шофером-японцем.
Никому до этого не приходилось видеть японца шофера, это казалось экзотическим и странным. Люстиг носил са​мую дорогую одежду, но непременно какая-либо деталь — медаль, цветок, нарукавная повязка —
находилась, мягко говоря, не на месте. Это казалось не столько безвкусным, сколько эксцентричным и интригующим.
В отелях можно было видеть, как он без конца получает сообщения одно за другим — их приносил ему японец шофер. Он разрывал записки с выражением крайнего негодования. (На самом деле это были чистые листы бумаги.) Люстиг сидел один в гостиной, читал большую,
внушительного вида книгу, улыбаясь людям, но не вступая в общение.
Через несколько дней, естественно, все обитатели отеля сгорали от желания узнать что-нибудь об этом странном человеке.
Вот это внимание помогало Люстигу обводить простаков вокруг пальца. Они прямо-таки требовали его внимания и общества. Каждый хотел, чтобы его видели в компании с загадочным аристократом.
Одурманенные этим образом, слепцы и не замечали, как их грабят.
Атмосферу тайны посредственность может использовать для того,
чтобы казаться умнее и глубже. Это помогло Мате Хари, женщине с рядовой внешностью и невыда​ющимся интеллектом, походить на богиню, а ее танцам казаться божественными. Тайна, окружающая художника, делает его произведения более интересными — трюк, который с успехом применял Марсель Дюшан. Это очень просто: поменьше говори о своей работе, шути и заигрывай, давая забавные, порой противоречивые
комментарии, а потом предоставь другим извлекать из всего этого смысл.
Люди загадочные ставят других в положение ниже себя, так как другие пытаются их понять. Любители загадочного ореола стараются всё
окружать неопределенностью и неизвестностью. Мао Цзэдун, к примеру,
умело поддерживал загадочный имидж: ему не приходилось прилагать стараний, чтобы выглядеть непоследовательным или про​ти​во​ре​чи​вым, —
противоречивость самих его поступ​ков и слов означала, что он всегда на высоте положения. Всем, даже его жене, казалось, что Мао невозможно понять, и это придавало ему величия. Это также означало, что общественность всегда сохраняла интерес к нему, с бес​по​кой​ством ожидая следующего шага.
Если общественное положение не позволяет вам полностью скрывать ваши действия, следует по крайней мере научиться быть менее открытым.
Время от времени совершайте поступки, не соответствующие тому, чего ждут от вас люди. Так вам удастся держать их в напряжении и привлекать к себе внимание, что сделает вас сильнее. За​гадка, если правильно поработать над ее созданием, может вызвать интерес такого сорта, что наведет ужас на ваших врагов.
Во время 2-й Пунической войны (219–202 годы до н. э.) великий карфагенский полководец Ганнибал опустошал и разрушал всё на своем пути к Риму. Ганнибал был известен умом и двуличностью. Под его командованием армия Карфагена, уступавшая римской по численности,
превосходила ее стратегиче​ски и тактически. Но вот однажды разведчики
Ганнибала, допустив грубейшую ошибку, завели войско в болотистую местность, так что позади у них оказалось море. Римское войско перекрыло единственный проход через горы в глубь материка, и Фабий,
полководец римлян, торжествовал — он заманил в ловушку самого
Ганнибала! Расставив посты, он обдумывал план победоносного сражения.
Но глубокой ночью караульные увидели внизу нечто непонятное: к горе направлялась громадная вереница огней. Тысячи и тысячи огней. Если это была армия Ганнибала, то она выросла в сотни раз. Часовые горячо спорили о том, что это могло означать: подкрепление с моря? войско,
которое пряталось в засаде? призраки?
Тем временем огни рассыпались по всей горе, снизу доносился ужасный шум, словно там трубили миллионы рогов. Это демоны, решили часовые. Самые умные и храбрые в римской армии караульные в панике покинули свои посты.
На другой день Ганнибала на болоте не оказалось. В чем же состояла его уловка? Не призвал же он и впрямь демонов на помощь? На самом деле
он приказал привязать пучки ве​ток к рогам тысячного стада быков,
которые шли в обозе его армии и использовались для жертвоприношений.
Когда ветки подожгли, возникло впечатление, что гору окружает несметное войско. Как только огонь стал обжигать кожу животных, те разбежались во все стороны с диким мычанием, так что огни стали распространяться по склонам горы. Успех этого приема, однако, не в самих по себе огнях или шуме, а в неразрешимой задаче, поставленной
Ганнибалом перед врагом, — загадка захватила внимание часовых,
привела их в ужас и обратила в бегство.
Если вас загнали в угол, поймали в ловушку, если приходится обороняться, поставьте простой эксперимент: совершите нечто, что нельзя легко понять или истолковать. Пусть это будет обычный поступок, но обставленный так, чтобы сбить с толку ваших недругов, — допус​каю​​щий множество толкований, делающий неясными ваши намерения.
Недостаточно быть просто непредсказуемым (хотя и эта тактика может принести успех — см. закон 17). Подобно Ганнибалу, поставьте спектакль,
не поддающийся пониманию. Пусть в вашем действе не будет системы,
метода, причины — никакого объяснения. Если у вас получится, вы будете внушать страх и трепет, и караульные сбегут со своих постов. Назовем это
«тактикой безумного Гамлета», ведь герой Шекспира использовал ее очень успешно, пугая своего отчима Клавдия непонятным поведением. У страха глаза велики; благодаря загадке ваши войска будут казаться более многочисленными, а ваша власть — более устрашающей.
Образ: танец с вуалями. Вуали окутывают танцовщицу. То, что они
приоткрывают, вызывает волнение. То, что под ними скрывается,
возбуждает интерес. Квинтэссенция тайны.
Авторитетное мнение
«Не открываясь сразу, ты делаешь ожидание более напряженным...
Под​мешивай во все чуть-чуть тайны, и это само собой породит благоговение. Давая объяснения, не будь чересчур определенным... Так ты под​ражаешь путям божественным, заставляя людей теряться в догадках и ждать».
Бальтазар Грациан
Оборотная сторона
В начале восхождения вам необходимо привлечь к себе внимание
любой ценой, но по мере подъема следует постоянно адаптироваться к изменениям. Не применяйте подолгу один и тот же прием. Атмосфера таинственности очень хороша для того, кто работает над созданием ауры власти и хочет стать заметным, но при этом выглядеть сдержанным. Мата
Хари зашла слишком далеко в своих вымыслах. Обвинение ее в шпионаже,
хотя было фальшивкой, выглядело разумным и обоснованным, поскольку из-за постоянной лжи она стала казаться подозрительной и бесчестной.
Не допускайте, чтобы окружающая вас таинственная дымка постепенно трансформировалась в репутацию лжеца. Загадки должны выглядеть наполовину игрой, забавной и неопасной. Не заходите слишком далеко и умейте отыграть назад.
Бывают времена, когда лучше не оказываться в центре общественного внимания, тогда скандалы и шумиха нужны менее всего. Внимание к вам не должно задевать сильных мира сего или соперничать с их репутацией.
Вы только про​играете от сравнения. Это целое искусство — знать, когда бороться за внимание, а когда уйти в тень.
Лола Монтес в совершенстве владела искусством привлекать внимание.
Она была родом из маленького городка, ей удалось переломить судьбу,
стать любовницей Ференца Листа, а затем — фавориткой и политическим советником короля Людвига Баварского. В зрелом возрасте она потеряла чувство меры.
В 1850 году весь Лондон ожидал премьеры шекспировского «Макбета»
с величайшим актером того времени Чарльзом Джоном Кином. Вся английская элита должна была быть на спектакле. Поговаривали даже, что королева Виктория и принц Альберт предстанут перед публикой. Обычай того времени требовал, чтобы к моменту прибытия королевы все уже заняли свои места. Поэтому зрители собрались пораньше, и, когда королева вошла в свою ложу, все встали и встретили ее аплодисментами.
Королевская чета, немного выждав, ответила поклоном. Все сели, погас свет. Вдруг глаза всех присутствующих обратились к ложе, расположенной против королевской: из тени вышла женщина и уселась на кресло после королевы! Это была Лола Монтес. Ее темные волосы украшала бриллиантовая диадема, на плечах было длинное меховое манто. Зрители перешептывались в изумлении, глядя, как мантия из горностая была сброшена, открыв низко декольтированное платье из пунцово​го бархата.
Публика заметила, что королевская чета избегает смотреть в сторону ложи
Лолы. Ма​ло-по​ма​лу остальные последовали примеру королевы, и до конца вечера Лолу Монтес игнорировали. После спектакля более никто в свете не решался приглашать ее. Магнетизм ее обаяния обратился против нее. Ее
взгляда избегали. В Англии у нее больше не было будущего.
Никогда не проявляйте излишнего рвения в стремлении завладеть вниманием — подобная жадность свидетельствует о вашей неуверенности.
Следует понимать, что не всегда в ваших интересах становиться центром внимания — например, в присутствии короля, королевы или кого-то равного им. Кланяйтесь и держитесь в тени, не вступая в состязание.
Закон 07. Заставь других работать на себя и пользуйся
результатами
Формулировка закона
Используйте ум, знания и беготню других людей для продвижения собственных дел. Такая помощь не только сэкономит ваши ценные силы и время, но и придаст вам божественный ореол преуспеваю​щего человека.
Ваши помощники будут забыты, вас же запомнят. Никогда не делайте сами того, что могут сделать для вас другие.
Нарушение и соблюдение закона
В 1883 году молодой ученый Никола Тесла, серб по национальности,
трудился в европейском отделении Континентальной компании Эдисона.
Он был блестящим изобретателем, и Чарльз Бэчелор, менеджер предприятия и личный друг Эдисона, убеждал его попытать счастья в Америке, предложив написать рекомендательное письмо к самому
Эдисону. Так началась для Теслы жизнь, до самого конца полная горестей и несчастий.
Когда Тесла представился Эдисону в Нью-Йорке, знаменитый изобретатель сразу взял его на работу. Тесла искал способы улучшить примитивные динамо-машины
Эдисона.
Наконец он предложил полностью переделать их конструкцию. Эдисону это показалось огромной работой, которая не будет выполнена и спустя годы, но он ответил: «Вы получите 50 тысяч долларов, если сможете это сделать».
Тесла трудился над проектом днем и ночью и уже через год представил значительно улучшенную модель динамо-машины с полностью автоматизированным управлением. Он пришел к Эдисону, чтобы разделить с ним радость и получить свои 50 тысяч. Тот одобрил улучшения, но, когда дело дошло до денег, сказал молодому сербу: «Тесла, вы не понимаете американского юмора!» — и вза​мен предложил скромную премию.
Навязчивой идеей Теслы было создание механизма, использующего переменный ток. Эдисон же верил лишь в постоянный ток и не только отказался поддержать исследования Теслы, но и делал все возможное,
чтобы саботировать их. Тесла обратился к крупному магнату из
Питтсбурга,
Джорджу
Вестингаузу, открывшему собственную электрическую компанию. Вестингауз полностью оплатил исследования
Теслы и предложил ему очень выгодное соглашение на будущее с высоким авторским вознаграждением. (Разработанные Теслой все системы переменного тока и в наши дни используются как основные.) Но после того, как были оформлены патенты на имя Теслы, нашлись ученые,
которые воспользовались его изоб​ретением, утверждая, что они выполнили для него основную работу. Имя Теслы затерялось в неразберихе, публика даже приписывала изобретение самому
Вестингаузу.​
Через год стало известно о переговорах Вестингауза с Дж. Пирпонтом
Морганом о перекупке предприятия. Условием Моргана была ликвидация контракта с Теслой. Вестингауз объяснил ученому, что компания разорилась бы, если бы ему пришлось выплатить все гонорары в соответствии с соглашением. Он предложил Тесле выкупить его патенты за 216 тысяч долларов — большая сумма, однако не сравнимая с двенадцатью миллионами, которые компания была должна ему в то время. Финансисты лишили Теслу денег, патентов и в значительной мере признания авторства в отношении главного изобретения его жизни.
Имя Гильельмо Маркони навсегда связано с изобретением радио. Но немногим известно, что в процессе работы (Маркони передал сигнал через
Ла-Манш в 1899 году) он опирался на результаты исследований Теслы,
запатентованные в 1897 году. И опять Тесла не получил ни денег,
ни признания. Тесла изобрел не только энергетическую систему переменного тока, но и индукционный двигатель, на деле именно он является «отцом радио». Однако все его изобретения не смогли принести ему известности.
В 1917 году, когда, став стариком, он доживал дни в крайней бедности,
Тесла узнал, что ему присуждена Эдисоновская медаль Американского
института инженеров-электри​ков. Он отказался получить ее. «Вы хотите, — сказал он, — почтить меня медалью, чтобы я приколол ее на лацкан и впустую позировал в течение часа перед сотрудниками вашего института. Вы бы украсили мой пиджак, но по-прежнему морите голодом мой ум, не в силах отдать должного ему и его творениям, благодаря которым в значительной степени возник и существует ваш институт».
Если охотник полагается на надежность своей колесницы, использует ноги шести коней и заставляет Ван Ляна направлять поводья, тогда он сам не утомится и ему не составит труда ловить быстрых животных. Теперь предположим, что он не пользуется преимуществами своей колесницы,
отказывается от применения конских ног и навыков Ван Ляна и спешивается, чтобы самому гоняться за животными. В этом случае, даже если ноги его так же быстры, как у Лю Чи, он не будет поспевать за добычей. А ведь если пользоваться хорошими конями и крепкими колесницами, то даже раб или рабыня будут в состоянии ловить животных.
Хань Фэй
Толкование
Многие думают, что ученые, име​ющие дело с объективными фактами,
стоят выше мелочного соперничества, которое портит жизнь остальной части человечества. Никола Тесла также разделял эту иллюзию. Он верил,
что наука не имеет ничего общего с политикой, заявлял, что его не заботят богатство и слава. Со временем, однако, это разрушило его научную работу. Его имя не ассоциировали ни с каким выдающимся изобретением,
поэтому он не мог привлечь спонсоров к своим исследованиям.
Раздумывая над великими будущими изобретениями, он не уследил, как другие разворовали его патенты и присвоили его славу.
Он хотел все сделать самостоятельно, но в результате умер в нищете.
Эдисон был полной противоположностью Теслы. Он был, пожалуй,
не столь ярким мыслителем и изобретателем. Однажды он сказал, что ему самому необязательно быть математиком, если того можно нанять. Это был основной метод Эдисона. На самом деле он был деловым человеком и умел подать себя, чутко угадывая веяния и тенденции, а затем нанимая для работы лучших специалистов в той или иной области. Если у него была возможность обокрасть конкурентов, он это делал. Однако его имя известно лучше, чем имя Теслы, и с ним связывают большее число изобретений.
Урок двоякий: во-первых, признание заслуг за изобретение или
открытие не менее, если не более, важно, чем само изобретение. Вы должны обеспечить свои права на изобретение и позаботиться, чтобы его у вас не украли и не воспользовались плодами ваших тяжких трудов. Для этого следует быть бдительным и безжалостным, помалкивать о своем творении, пока вы не будете уверены, что над ним не кружат стервятники.
Во-вторых, научитесь извлекать выгоду из трудов других людей для продвижения собственных интересов. Время бесценно, а жизнь коротка.
Пытаясь делать все самостоятельно, вы преждевременно выдохнетесь,
растратите свою жизненную энергию. Намного лучше беречь свои силы,
пользуясь промахами других, хватать наработанное ими и находить способ присваивать себе их достижения.
Черепаха, слон и бегемот
Однажды, встретив черепаху, Слон протрубил: «Прочь с дороги, слабое существо, я могу наступить на тебя!» Черепаха не испугалась и осталась на месте, так что Слон на нее наступил, но не смог раздавить. «Не хвались,
господин Слон, ведь я такая же сильная, как ты», — сказала Черепаха, но
Слон только расхохотался. Тогда Черепаха предложила ему встретиться на холме на следующее утро.
Назавтра, пока не встало солнце, Черепаха спустилась с холма к реке,
где встретила Бегемота, — тот как раз направлялся в воду. «Господин
Бегемот, не помериться ли нам силой? Могу поспорить, что не уступлю вам», — сказала Черепаха. Бегемоту показалась забавной такая нелепая выдумка, но он согласился.
Черепаха велела Бегемоту держать в пасти конец длинной веревки,
пока она не крикнет «Эй!». Затем Черепаха поторопилась на холм, где ее уже ждал Слон. Она дала Слону другой конец веревки и сказала: «Как только я крикну “Эй!”, начинай тянуть веревку. Посмотрим, кто из нас сильнее». С этими словами она прошла полдороги вниз по холму, откуда ее не было видно, и крикнула «Эй!». Слон и Бегемот тащили, тащили, но никто не смог перетянуть другого — их силы были равны. Каждый из них согласился, что Черепаха равна ему по силе.
Никогда не делай сам того, что могут сделать за тебя другие. Черепаха заставила других поработать за себя, а почести достались ей.
Заирская народная сказка
Все воруют в коммерции и промышленности. Я и сам многое украл. Но
я могу воровать с умом.
Томас Эдисон, 1847—1931
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   57

перейти в каталог файлов


связь с админом