Главная страница
qrcode

Законов власти


НазваниеЗаконов власти
Дата10.11.2019
Размер2.55 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла48 законов власти (2).pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипЗакон
#158079
страница7 из 57
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   57
Ключи к власти
В мире власти действуют законы джунглей: есть те, которые охотятся и убивают, и есть множество тех, кто выживает за счет охоты других
(гиены, стервятники). Они менее яркие, менее одаренные и часто неспособны сами выполнить работу, которая привела бы их к власти.
Однако они рано осознают, что, если набраться терпения, обязательно дождешься, что кто-то сделает все за тебя. Не будьте наивны: в то самое время, когда вы в поте лица трудитесь над своим проектом, грифы и стервятники кружат над вами, прикидывая, как смогут жить и даже процветать, используя ваши творческие способности. Бесполезно жаловаться на это, исходить горечью и гневом, как поступал Тесла. Лучше защитить себя и включиться в игру. Построив основание своей власти,
сами будьте стервятником, и вы сэкономите много времени и сил.
Один из двух полюсов этой игры можно проиллюстрировать на примере конкистадора Васко Нуньеса де Бальбоа. У Бальбоа была цель —
открыть Эльдорадо, легендарный город несметных сокровищ.
В начале XVI века, после долгих лет бесчисленных лишений и смертельных опасностей, он обнаружил доказательства существования великой богатой империи к югу от Мексики, на территории сегодняшнего
Перу. Завоевав империю инков, завладев их золотом, он мог стать новым
Кортесом.
Слепая курица
Курица лишилась зрения, но привыкла скрести землю в поисках пищи.
Несмотря на слепоту, она все же продолжала скрести еще более усердно.
И к чему это было прилежной дурочке? Другая курица с острым зрением не утруждала свои нежные лапки работой, но, не ковыряясь в земле,
наслаждалась плодами трудов другой. Ведь стоило слепой курице вырыть ячменное зерно, ее бдительная подруга тут же его хватала.
Готхольд Эфраим Лессинг,
1729–1781
Проблема была в том, что слухи о его открытии распространились среди сотен конкистадоров. Он не понимал, что половина успеха состояла в том, чтобы помалкивать и внимательно следить за окружающими. Через несколько лет после того, как он обнаружил местополо​жение империи инков, солдат его армии, Франсис​ко Писарро, предал его, и Бальбоа казнили. Писарро взял то, к чему долгие годы шел Бальбоа.
На другом полюсе — живописец Петер Пауль Рубенс, который в конце
своей карьеры не справлялся с огромным количеством заказов на картины.
Он разработал систему: в просторной мастерской трудились десятки нанятых им прекрасных художников. Один специализировался на одежде,
другой выписывал фон, и так далее. Получалось что-то вроде конвейера,
и благодаря ему успевали закончить больше полотен. Если в мастерскую являлся с визитом важный заказчик, Рубенс распускал на день наемных живописцев. Пока заказчик наблюдал с балкона, Рубенс работал в неистовом темпе и с невероятной энергией. Заказчик покидал мастерскую в восторге от работоспособности этого человека, который может написать столько шедевров за очень короткий срок.
Вот квинтэссенция закона: научитесь заставлять других выполнять работу для вас и присваивать себе заслуги — и вы получите божественную силу и власть. Если вы считаете, что важно всю работу выполнять своими руками, вы никогда не продвинетесь достаточно далеко и разделите судьбу
Бальбоа и Теслы. Найдите людей с умением и творческим потенциалом,
которых вам недостает. Наймите их и ставьте на шедеврах свою подпись или найдите способ присвоить их работу. Так их таланты станут вашими,
и мир увидит в вас гения.
Всем хорошо известно, что почти никто из современных политиков сам не пишет тексты выступлений. Своими трудами они бы не завоевали и одного голоса. Всем красноречием и остроумием, какого бы качества оно ни было, они обязаны спичрайтерам — наемным сочинителям речей.
Другие люди выполняют работу — политики пользуются результатами.
Истина в том, что власть такого сорта доступна каждому.
Есть и другое применение этого закона, не требу​ющее паразитирования на трудах ваших современников: обратитесь к прошлому — неиссякаемому источнику знания и мудрости. Исаак Ньютон назвал это «стоять на плечах гигантов». Он имел в виду, что, делая свои открытия, основывался на достижениях других. Славой гения он был во многом обязан (и сам это понимал) своей способности с умом использовать озарения ученых
Античности, Средневековья, Возрождения. Шекспир заимствовал сюжеты,
характеристики и даже диалоги, например, у Плутарха, так как знал, что
Плутарху не было равных в описании тончайших психологических оттенков и в умелом цитировании. А сколько писателей затем в свою очередь заимствовали у Шекспира! Так это что — плагиат? Научитесь пользоваться знаниями прошлого — и вы прослывете гением, будучи на самом деле лишь умным заимствователем.
Писатели, исследующие природу человека; древние стратеги; историки,
описавшие человеческую глупость и безумие; короли и королевы,
изучившие нелегкое искусство нести бремя власти, — их знания пылятся,
все эти люди прошлого ожидают, когда вы придете и вскарабкаетесь к ним на плечи. Их разум может стать вашим разумом, их умение — вашим умением, и они никогда не явятся, чтобы рассказать людям, как вы на самом деле неоригинальны. Можно упорно работать всю жизнь, ошибаясь снова и снова, расходуя время и энергию в попытках приобрести собственный опыт. А можно воспользоваться достижениями прошлого.
Бисмарк сказал однажды: «Дураки говорят, что учатся на опыте.
Я предпочитаю пользоваться опытом других».
Образ: стервятник.
Из всех жителей джунглей у него самая легкая доля. Трудную работу,
которую выполняют другие, он делает своей работой. Их неудачные
попытки выжить становятся его кормом. Посмотрите на стервятника:
пока вы работаете, он же летает вокруг. Не боритесь с ним —
присоединитесь.
Авторитетное мнение
«Есть многое, что нужно узнать, но жизнь коротка, а жизнь без зна​ния — не жизнь. Есть прекрасное средство для извлечения знания — опыт и работа других. Так пот появится на лбу другого, а вы зарабо​таете репутацию оракула».
Бальтазар Грациан
Оборотная сторона
Бывают случаи, когда присваивать себе результаты чужого труда неразумно: если ваша власть еще не совсем прочна, это будет выглядеть так, словно вы выталкиваете соперников со сцены. Для того чтобы с блеском пользоваться талантами других, следует твердо стоять на ногах,
в противном случае вас обвинят в обмане.
Нужно понимать, когда для вас выгодно дать другим раз​делить с вами почести. Особенно важно не жадничать, если надо поделиться с хозяином.
Идея исторического визи​та Ричарда Никсона в Китайскую Народную
Республику первоначально пришла в голову именно ему, но могла так никогда и не осуществиться, если бы не дипломатическое искусство Генри
Киссинджера. Все же, когда пришло время пожинать лавры, Киссинджер тактично позволил Никсону при​своить львиную долю заслуг. Зная, что
со временем правда всплывет, он тщательно следил за тем, чтобы не показалось, будто он тянет одеяло на себя. Киссинджер играл мастерски: он получил восхищение стоящих ниже его и в то же время великодушно уступил приоритет и почести другому. Вот так и надо играть в эту игру.
Закон 08. Вынуждай людей подойти к себе; если нужно,
используй приманку
Формулировка закона
Когда вы вынуждаете другого человека действовать, сила на вашей стороне. Выгоднее всего добиться, чтобы противник подошел к вам,
нарушая ради этого собственные планы. Соблазните его сказочны​ми выгодами — и атакуйте. У вас в руках все карты.
Соблюдение закона
Крупный преступник XIX века барон Дэниел Дрю был мас​тером игры на бирже. Желая, чтобы те или иные акции покупались или продавались,
а их курс рос или падал, он почти никогда не шел к цели прямо. Одной из его уловок было, проходя торопливо по залу элитного клуба рядом с Уоллстрит (так что было очевидно, что направляется на биржу), вынуть свой знаменитый красный носовой платок и вытереть пот со лба. При этом как бы незамеченный падал бумажный листок. Члены клуба, всегда старавшиеся предугадать шаги Дрю, набрасывались на записку, ожидая найти в ней биржевой прогноз. Слухи о содержании записки быстро распространялись, и члены клуба начинали покупку или продажу акций по сценарию, выгодному барону.
Филиппо Брунеллески, великий живописец и архитектор Возрождения,
весьма успешно применял на практике искусство призывать к себе людей,
демонстрируя этим власть над ними. Однажды он получил заказ на
постройку нового купола собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции.
Задание было важное и престижное. Но когда власти города наняли второго человека, Лоренцо Гиберти, на помощь Брунеллески, великого художника охватили невеселые мысли. Он ясно видел, что Гиберти получил заказ благодаря своим связям, чтобы, не утруждая себя участием в деле, присвоить половину награды.
В критический момент ремонтных работ на Брунеллески вдруг напала загадочная хворь. Он приостановил работы, но напомнил властям о нанятом ими Гиберти, предположив, что тот мог бы потрудиться во время его болезни. Скоро стало очевидно, что Гиберти ни на что не годен.
Представители города явились к Брунеллески, чтобы просить его продолжить работы. Он не соглашался, настаивая, чтобы проект заканчивал Гиберти. Когда представители города наконец осознали, в чем тут дело, Гиберти уволили.
После этого Брунеллески чудом выздоровел за считаные дни. Он не бушевал в гневе, не позволил одурачить себя — он применил искусство выманивания людей к себе.
Толкование
Манипуляция — опасная игра. Стоит ко​му-то заподозрить, что им манипулируют, он начинает сопротивляться и выходит из-под вашего контроля. Но, выманивая соперника к себе, вы создаете иллюзию, что контроль над ситуацией осуществляет он. Он не ощущает нитей, за которые вы дергаете.
Многое зависит от того, насколько вкусна приманка. Если ловушка выглядит достаточно привлекательно, ослеп​ленные эмоциями и вожделениями, ваши враги не смогут видеть правды. Чем более алчными они становятся, тем легче вести их туда, куда вам надо.
Разложив приманку для оленей, я не стреляю в первую же олениху,
которая подошла ее обнюхать, а жду, когда вокруг соберется целое
стадо.
Отто фон Бисмарк, 1815—1898
Ключи к власти
Сколько раз один и тот же сценарий повторялся в истории:
агрессивный лидер предпринимает решительные действия, которые вначале приводят к усилению его власти. Постепенно он достигает
вершины, но затем всё обращается против него. Его многочисленные враги объеди​няются. Пытаясь сохранить власть, он начинает метать​ся, этим истощает свои силы, что приводит к неизбежному краху. Причина повторения этой схемы в том, что агрессивный человек редко способен полностью владеть ситуацией. Он не может заранее обдумать больше одного-двух ходов, не видит последствий того или иного своего активного действия. Он вынужден все время идти на поводу у врагов, число которых непрерывно растет. Это наряду с непредвиденными последствиями его собст​венных импульсивных действий приводит к тому, что в итоге его агрессивная энергия обращается против него самого.
Находясь у власти, вы должны спросить себя: с какой целью я бросаюсь из стороны в сторону, стараясь решить свои проблемы и защититься от врагов, если я никогда не владею ситуацией? Почему я всегда реагирую на события, вместо того чтобы направлять их? Ответ прост: у вас неверное представление о власти. Вы путаете агрессивные действия с действиями эффективными. А час​то эффективнее всего держаться на заднем плане, со​хра​няя спокойствие и разочаровывая тех, кто расставляет вам ловушки,
и предпочитая долгую власть кратко​временным победам.
Помните: основа власти — это способность удерживать инициативу,
заставлять других отвечать на ваши ходы, держать соперников и окружающих в оборонительной позиции. Когда люди будут вынуждены поступать по вашей указке, вы начнете контролировать ситуацию. А тому,
кто контролирует ситуацию, принадлежит власть. Две вещи должны про​изойти, чтобы вы достигли такого положения: вы сами должны научиться управлять своими чувствами и никогда не позволять гневу овладеть вами.
Но в то же время следует уметь играть на естественной склонности людей выходить из себя, если их обижают или насмехаются над ними. В конце концов, способность управлять другими — оружие, намного более мощное,
чем любой инструмент агрессии.
Если удается заставить других копать их собственные могилы, зачем потеть самому? Воры-карманники в совершен​стве владеют этим правилом.
Главное в их ремесле — точ​но определить, в каком кармане спрятан кошелек. Опыт​ные карманники часто орудуют на вокзалах и в других людных местах около большого объявления
«БЕРЕГИСЬ
КАРМАННИКОВ». Прохожий, видя надпись, непроизвольно хватается за карман, проверяя, на месте ли кошелек. Дальнейшее для наблюдающего за ним вора не труднее, чем поймать рыбу в ведре. Порой карманники даже сами вешают на стену знак «БЕРЕГИСЬ КАРМАННИКОВ», чтобы облегчить себе работу.
Когда вы хотите заставить людей идти к вам, иногда полезно дать им знать, что вы собственноручно принуждаете их к этому. Вы отказываетесь от обмана в пользу неприкрытой манипуляции. Психологические последствия этого глубоки: тот, кто призывает к себе, кажется персоной властной и заслуживающей уважения.
Есть еще одна дополнительная хитрость в умении заставить вашего соперника сделать так, как это выгодно вам, — вынудить его сражаться на вашей территории. Находясь на вражеской земле, он нервничает, начинает то​ропиться и допускать ошибки. Для переговоров и встреч разумно предлагать свою территорию или место по вашему выбору. У вас есть точка опоры, соперник же не видит ничего привычного и чувствует себя неуютно.
Образ: медовая ловушка для медведя. Охотник на медведя не гоняется за своей добычей.
Медведя, если он знает, что на него охотятся, почти невозможно
поймать, и он свирепеет, если загнать его в угол. Вместо этого охотник
раскладывает ловушки с медом в качестве приманки. Он не утомляется
и не рискует жизнью в погоне. Он кладет приманку и ждет.
Авторитетное мнение
«Хорошие воины заставляют других подходить к ним. Это принцип пустоты и полноты других и себя. Когда вы вынуждаете противников подойти к вам, их силы всегда пусты; поскольку вы не идете к ним, ваша сила всегда полна. Атаковать пустоту наполненностью — то же, что бросать камнями по куриным яйцам».
Жань Ю, комментатор
«Военного искусства», XI век
Оборотная сторона
Обычно самая умная тактика — заставить противника терять силы,
преследуя вас. Но бывает и так, что внезапная атака так деморализует врага, что он прекращает борьбу. Вместо того чтобы выманивать противника, идите к нему, захватывайте инициативу. Стремительная атака может оказаться лучшим оружием, так как вынуждает врага действовать,
не оставляя ему времени на раздумья или составление плана. Не имея возможности все обдумать, люди начинают делать ошибки и поневоле
занимают оборонительную позицию. Эта тактика противоположна выманиванию на наживку, но выполняет ту же функцию: вы навязываете врагу свой ритм боевых действий.
Такие деятели, как Чезаре Борджиа и Наполеон, использовали элемент внезапности для устрашения и власти. Быстрые и непредсказу​емые шаги вселяют ужас и деморализуют. Выбирайте тактику в соответствии с ситуацией. Если время работает на вас и известно, что ваши силы хоть приблизительно равны силам противника, тогда лучше истощить его,
заставляя приблизиться к вам. Если же время не на вашей стороне, враг слабее и ожидание только поможет ему восстановить силы, не давайте ему этого шанса. Ударьте стремительно — и он будет зажат в угол. Как сформулировал боксер Джо Луис: «Пусть бежит, все равно ему не скрыться».
Закон 09. Добивайся победы действиями, а не доводами
Формулировка закона
Любой минутный успех, которого, как вам кажется, вы добились в споре, оборачивается пирровой победой. Куда эффективнее можно заставить других согласиться с вами, если действовать, не произнося ни слова. Показывайте, а не объясняйте, — и вы достигнете цели.
Нарушение закона
В 131 году до н. э. римскому консулу Публию Крассу Муциану,
осаждавшему с войсками греческий город Пергам, потребовался таран,
чтобы сокрушить крепостные стены. Несколькими днями раньше на афинской верфи он приметил крепкие корабельные мачты и приказал срочно послать за одной из них. Военный инженер из Афин, которому передали приказ, был убежден, что на самом деле консулу нужна мачта меньшего размера. Он бесконечно спорил с доставившими запрос солдатами, пытаясь убедить их, что меньшая мачта лучше подойдет для их цели. К тому же ее было легче транспортировать.
Солдаты предостерегали инженера: их командир не из тех, с кем можно спорить. Тот все же стоял на своем, утверждая, что именно мачта меньшего размера идеально подойдет для стенобитного механизма, ведь он сам его конструировал. Он чертил схему за схемой и наконец заявил,
что он опытный эксперт, а они понятия не имеют о предмете спора.
Солдаты хорошо знали своего командира, они посоветовали инженеру
держать свой опыт при себе и выполнить приказ.
Когда они ушли, инженер продолжал размышлять. Почему, думал он,
я должен повиноваться такому приказу, выполнение которого приведет к неудаче? Поэтому он все-таки решил отправить мачту поменьше.
Инженер был совершенно уверен, что, увидев, насколько лучше она подходит, консул наградит его.
Когда маленькая мачта прибыла, Муциан потребовал у солдат объяснений. Они рассказали, что инженер бесконечно спорил с ними, но обещал прислать большую мачту. Муциан пришел в ярость. Он не мог сконцентрировать внимание на атаке, забыл даже о том, как важно протаранить стену города, пока враг не получил подкрепление.
Единственное, о чем он мог думать, был дерзкий инженер, которого он велел немедленно привезти к нему.
Приехав через несколько дней, инженер еще раз с удовольствием пустился в объяснения относительно преимуществ маленькой мачты. Он говорил, говорил, приводя те же аргументы, что и раньше в споре с солдатами. Он сказал, что в таких делах нужно прислушиваться к мнению эксперта и консул не пожалеет, если последует его совету.
Муциан позволил эксперту закончить, а затем по его приказу солдаты стащили с инженера одежду и бичевали хлыстами, пока он не умер.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   57

перейти в каталог файлов


связь с админом